Программа культурно-просветительской деятельности МАУДО Верхнесергинская ДШИ

ПРОГРАММА КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»
на период 2017-2022 гг.

У п равлен и е об разован и я адм и н и страц и и
Н и ж несергин ского м уни ци пального района
М у н и ц и п ал ьн о е авто н о м н о е у ч р еж д ен и е д о п о л н и тел ь н о го о б р азо ван и я
«В ерхн есерги н ская детская ш кола искусств»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖ ДАЮ

В ер х ) 1е с е р г и н с к а я Д Ш И
L Н .Г . К л е п а л о в а
о т 3 0 .0 8 .2 0 1 7 г.

^ п р о гр ам м а кМ ьтурн о^ а д Ь с в е т и т Ы ъ с к о й деятельн ости
р Й £ Ш б Т р ен а н а п е д а г о г и ч е с к о м
совете
М А У Д О В ерхн есерги н ская Д Ш И
п р о т о к о л № 4 о т 3 0 .0 8 .2 0 1 7

ПРОГРАМ М А КУЛЬТУРНО­
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М униципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»
на период 2017-2022 гг.

В ер х н и е С ергй 2017

Содержание
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………..………………………………………… 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………10
Перечень нормативных правовых документов……………………..11
Перечень аналитических материалов………………………………. 12
Литература…………………………………………………………… 13
Общие сведения об учреждении…………………………………… 15
Материально-техническая база и ресурсы школы………………… 17
1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2010-2016 гг. ……………………………………….19
Проекты, реализованные в 2015-2016 году ………………….......... 20
Массовые мероприятия в 2015-2016 году ………………………… 22
Достижения учащихся в конкурсных мероприятиях …………….. 24
Социальные партнеры………………………………………………. 27
Обзор результатов социологического мониторинга………………. 27
Выводы…………………………………………………………….…. 30
Проблемно-ориентированный анализ……………………………… 31
2.

МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2017-2022 ГОДЫ …………………………………… 33
Структура программы………………………………………………..…. 34
Цель…………………………………………………………………... 34
Задачи………………………………………………………………… 34
Основные направления ……………………………………………... 35
Общая характеристика программного содержания ………………. 36
Предложения по «измерению» результатов социокультурной деятельности
школы…………………………………………………. 40
Предложения по индикаторам для мониторинга………………….. 41
Ожидаемые результаты реализации Программы …………………. 42
Риски …………………………………………………………………. 43
2

Контроль за ходом исполнения Программы ………………………. 43
3.

ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ... 44
4.

ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» …....
49
5.

ПОДПРОГРАММА «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
…………………….. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………….. 55

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование

Программа культурно- просветительской деятельности

программы

МАУДО Верхнесергинская ДШИ на 2017-2021 гг.

Нормативная

1. Федеральный закон «Об образовании в

правовая основа

Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

Программы

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №
124-ФЗ, редакция от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ
3. Стратегия государственной культурной политики до
2030 года (утверждена распоряжением Правительства
РФ от 29.02.2016 № 326-р)
4.Основы государственной культурной политики
(утверждены Президентом РФ 24.12.2014г № 808)
5. Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от
22.11.2012 № 2148-р, от 15.05.2013 №792-р
6. Концепция развития дополнительного
образования (утверждена Постановлением
Правительства РФ от 04.09. 2014 г.)
7. Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
8. Программа развития системы российского
музыкального образования на период с 2015 по
2020 годы (утверждена Министром культуры РФ 24
декабря 2014 года).
4

9. Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. № 1008. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27
ноября 2013 года. Регистрационный № 30408.
10. Устав МАУДО Верхнесергинская ДШИ
11. Локальные акты МАУДО Верхнесергинская ДШИ.
Разработчик

Администрация и педагогический коллектив МАУДО

программы

Верхнесергинская ДШИ

Исполнитель

Участники образовательных отношений МАУДО

программы

Верхнесергинская ДШИ

Цель программы

Развитие школы искусств как социокультурного центра
поселка Верхние Серги, просвещение, воспитание
всесторонне гармонически развитой личности, в
процессе которого происходит развитие творческих
способностей, удовлетворение культурных
потребностей и подъём культурного уровня личности, а
также повышения спроса на услуги организации
качественного досуга и творческого развития жителей
Нижнесергинского района.

Задачи

- Формирование и развитие у обучающихся комплекса

программы

исполнительских навыков публичных выступлений.
- Создание условий для концертных выступлений
обучающихся.
- Организация культурно-просветительских
мероприятий:
-- различного уровня,
-- для различными целевых аудиторий,
5

-- в разнообразных формах.
- Организация посещения обучающимися учреждений и
организаций сферы культуры и искусства Свердловской
области и приглашение таких организация в Верхние
Серги.
- Организация творческой и культурнопросветительской деятельности совместно с другими
детскими музыкальными школами и школами искусств,
в том числе по различным видам искусств.
- Создание учебных творческих коллективов.
- Повышение качества педагогической и методической
работы через регулярное участие преподавателей в
методических мероприятиях на уровне района, области.
- Укрепление сотрудничества и
взаимодействия с социальными партнерами.
- Пропаганда среди различных слоев населения лучших
достижений отечественного и зарубежного искусства и
их приобщение к духовным ценностям.
Сроки

2017-2022 гг.

реализации
программы
Период и этапы
реализации
Программы
Подготовитель

1) 2017-2018 учебный год

ный период

Этап анализа текущего состояния жизнедеятельности

2017-2019 гг.

коллектива, корректировки перспективных целей и
стратегических траекторий их достижения:

6

- уточнение приоритетных задач и ключевых дел по
годам реализации Программы;
- мониторинг и оценка процесса апробации новых
культурных и творческих проектов;
- разработка концепции обновления и
совершенствования культурно-просветительской работы
в русле задач повышения качества реализуемых
проектов;
- анализ эффективности организационноуправленческого механизма, технологических,
организационных и операционных связей и систем с
определением потребностей и возможностей
нововведений, приводящих к успешным результатам
жизнедеятельности коллектива.
2) 2018-2019 учебный год
Этап проведения комплексных мероприятий и
событий:
95-летие Нижнесергинского муниципального района –
февраль 2019 года;
Мюзикл «Путешествие по сказкам» - декабрь 2018;
Комплексное мероприятие «Сказки Норвегии» по
творчеству Эдварда Грига -2018 год;
Совместный художественно-патриотический проект
Основной период «Гамаюны», приуроченный к 275-летию поселка
2019-2020

Верхние Серги – 2018 год.

учебный год

Разработка и реализация перспективных планов

2020-2021

культурно- просветительской деятельности на основе

учебный год

стратегических направлений и содержательных модулей
Программы, с внесением необходимых корректив,
7

Заключительны

адекватных изменяющейся обстановке и социального

й период

заказа.

2021-2022

Определение наиболее значимых критериев успешности

учебный год

культурно-просветительской деятельности. Проведение
анализа данных промежуточных мониторингов уровня
удовлетворённости всех участников деятельности,
востребованности Школы, ожиданий населения,
выявляемых посредствами маркетинговых
исследований.
Определение перспективных направлений
деятельности Школы на период до 2027 года.

Ожидаемые

1. Рост разнообразия и качества культурно-

результаты

просветительских программ в соответствии с запросами
и потребностями детей и их родителей (социальным
заказом) на основе модернизации программного поля,
усиление в содержании деятельности школы роли
воспитательной функции.
Расширение условий и возможностей для
самоопределения и позитивной самореализации
одарённых детей и молодёжи в социокультурной
деятельности.
2. Внедрение новой модели организационноуправленческой поддержки качества образования как
сущностной характеристики деятельности Школы.
3. Рост личностных и профессиональных
достижений обучающихся, педагогов, администрации.
4. Повышение рейтинга МАУДО Верхнесергинская
ДШИ:

8

- как организации нового типа, предоставляющей
высокое качество образования на основе сочетания
мощного потенциала российской школы
художественного образования с современными
подходами и технологиями ведения культурнопросветительской деятельности;
- как социокультурного центра поселка Верхние Серги,
активно содействующего расширению эстетического
кругозора различных групп населения, их включению в
инициативную деятельность по формированию
отношений добрососедства и общественного мира,
облагораживанию общественных пространств,
укреплению культурной среды поселка.
Объёмы и

Текущее бюджетное финансирование. Привлечённые

источники

дополнительные средства за счёт оказания платных

финансирования образовательных услуг.
Ответственные

Администрация, Совет школы, Педагогический

за реализацию

совет МАУДО Верхнесергинская ДШИ

Программы
Управление

Текущее управление Программой осуществляется

Программой

администрацией школы. Корректировки Программы
проводятся педагогическим советом Школы.

Юридический

623070 Россия Свердловская область Нижнесергинский

адрес школы

район п. Верхние Серги ул. Володарского д.2

ФИО директора

Клепалова Наталья Геннадьевна

школы и его

Слесарева Светлана Геннадьевна

заместителя

9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детские

школы

искусств

являются

важными

субъектами

образовательного и культурного пространства России, основой уникальной
отечественной системы непрерывного образования в области искусства,
участвующей в решении глобальной задачи развития человеческого капитала
страны, укрепления культурной среды, подготовки людей с активным
творческим потенциалом, готовых к созидательному труду во всех областях
жизнедеятельности современного общества. Сохранение и развитие сети
детских школ искусств поставлено в ряд первоочередных задач федеральных,
региональных и муниципальных органов власти.
На современном этапе развития общества так важно уделять внимание
развитию и воспитанию именно нравственности и духовности, как
приоритетных качеств личности. Это особенно важно и актуально в сельской
местности, так как учреждений культуры практически нет. У жителей поселка
нет возможности посетить театр, выставку или филармонию. Потому детская
школа искусств, как никакое другое учреждение, является центром
культурной жизни поселка.
МАУДО

Верхнесергинская

ДШИ

-

социально

востребованное,

стабильно функционирующее учреждение, которое более 35 лет успешно
реализует программы художественного образования и эстетического развития
детей. Здесь осуществляются конкурсные мероприятия, концерты и выставки,
обучающие семинары, ведётся активная культурно-просветительская работа
среди жителей Нижнесергинского района.
В 2013 году ДШИ получила бессрочную лицензию на право
осуществления образовательной деятельности. В 2017 году Органом
государственного

контроля

(надзора)
10

Министерства

общего

и

профессионального образования Свердловской области в школе была
проведена плановая выездная проверка. Проверка не выявила существенных
нарушений и подтвердила соответствие деятельности школы лицензионным
требованиям.
Разработка Программы обусловлена необходимостью определения
стратегии

культурно-просветительской

деятельности

в

условиях

повсеместного внедрения информационно-коммуникативных технологий,
изменяющейся
государства,

образовательной,
реализации

культурной,

общеобразовательных

социальной

политики

предпрофессиональных

программ, включающих работу по организации творческой и культурнопросветительной деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов,
творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.
Программа разработана на основе действующих государственных
нормативных правовых документов, регулирующих отношения в области
государственной культурной политики, образования и воспитания детей,
деятельности учреждений образования сферы культуры и искусства. Она
выстраивается с опорой на традиционные и современные парадигмы
образования, воспитания и социализации юношества, теорию и практику
социокультурного

проектирования,

социологического

мониторинга,

социального управления.
Перечень нормативных правовых документов
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.№73-ФЗ
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ
3. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р)
11

4.

Основы

государственной

культурной

политики

(утверждены

Президентом РФ 24.12.2014г. № 808)
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства
РФ от 22.11.2012 № 2148-р, от 15.05.2013 №792-р
6. Концепция развития дополнительного образования (утверждена
Постановлением Правительства РФ от 04.09. 2014 г.)
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
8. Программа развития системы российского музыкального образования
на период с 2015 по 2020 годы (утверждена Министром культуры РФ 24
декабря 2014 года).
9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по

дополнительным

общеобразовательным

программам.

Приказ

Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 года. Регистрационный №
30408.
10. Устав МАУДО Верхнесергинская ДШИ
11. Локальные акты МАУДО Верхнесергинская ДШИ.
Для

формулировки

ряда

положений

Программы

использованы

результаты опросов детей и родителей, преподавателей и концертмейстеров,
административного и учебно-вспомогательного персонала, данные отчётов об
итогах работы Верхнесергинской ДШИ за период 2011-2016 годов, материалы
научно-методических сборников и монографий.
Перечень аналитических материалов
и других источников, используемых для анализа культурнопросветительской деятельности Верхнесергинской ДШИ и разработки
12

Программы культурно-просветительской деятельности Верхнесергинской
ДШИ на период 2017-2022 гг.
1.

Отчет самообследования по итогам работы Верхнесергинская

ДШИ по состоянию на 01.04.16 года
2.

Отчет самообследования по итогам работы Верхнесергинская

ДШИ по состоянию на 01.04.17 года
3.

Результаты социологических опросов выпускников ДШИ

4.

Рабочие и отчётные материалы по организации каникулярного

отдыха детей, аналитические записки о проведении программы «Лира» и
«Мюзик-холл»

лагеря

дневного

пребывания

детей

при

МАУДО

Верхнесергинская ДШИ в июне 2016 и 2017 годов;
5.

Результаты анкетного опроса детей - участников культурно-

просветительских мероприятий в 2016 году.
6.

Результаты анкетного опроса родителей обучающихся по

программе «Свободное творчество» (для детей с ОВЗ) в 2016 году.
7.

Результаты анкетного опроса населения (зрителей культурно-

просветительских мероприятий) (2012, 2016г.)
8.

Результаты опроса участников Открытого межрайонного конкурса

малых вокальных ансамблей «Серебряные голоса» (2010, 2012, 2013, 2016 гг.)
Литература
1.

Аракелова

А.О.

О

реализации

дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств:
в 2-х частях: монография: сб. материалов для детских школ искусств. – М:
Минкультуры России, 2012. – Ч.1. – 118 с.
2.

Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-

методических, организационно-практических материалов по проблемам

13

воспитания. / Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А.Зимней.- М.:
Вентана-Графф, 2002;
3.

Дорошенко С.И. // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное

искусство и образование. – 2014. – № 2.
4.

Всероссийское

образовательно-просветительское

издание

«Альманах педагога», 2017
5.

Курмеева Н.К. Внеуадиторные формы музыкально–эстетического

образования: к истории вопроса // Вестник Оренбургского государственного
университета. – 2013. – № 7.
6.

Луков В.А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии

воспитания: науч. монография.-М.: Флинта: Наука, 2007.
7.

Материалы II Уральской межрегиональной научно-практической

конференции, 2017
8.

Материалы Всероссийского форума «Педагоги России», 2017

9.

Морозова С.А. Анализ передового педагогического опыта

организации культурно-просветительской деятельности в современной школе
// Наука и школа. – 2016. – № 1.
10.

Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной

культуры. Дисс... канд. культурологии. – Краснодар, 2010
11.

Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой.

Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
12.

Синецкая Т.М. Концерт как отражение художественных интересов

населения города (социологический аспект) // Город и культура: коллективная
монография. – Челябинск: ЧГИИК, 1993
Основные методологические идеи и принципы построения программы,
приоритетные направления и проектные линии предстоящей деятельности
ДШИ

на

период

2017-2022

годов

рассматривались

на

заседании

педагогического совета школы 30 августа 2017 года (протокол № 4).
Содержание программы включает аналитический раздел, представляющий
14

ретроспективную

панораму

основных

просветительской

деятельности

итогов

ДШИ

реализации

2010-2016

годов

культурнои

описание

проблемного поля; цель и задачи Программы на предстоящий период 20172022 годов, выделение приоритетных направлений, определение ожидаемых
конечных результатов; перечень основных мероприятий, направленных на
реализацию программных задач.
Программа культурно-просветительской деятельности школы - это
документ, представляющий локальную нормативную модель совместной
деятельности преподавателей и административно-управленческого персонала,
заинтересованной общественности, обучающихся детей и их родителей, в
результате которой должны произойти изменения и обновления отдельных
участков

жизнедеятельности

школы,

обеспечивающие

достижение

максимально полезного результата в выполнении ее уставных функций.
Программа

является

планово-координационным

документом,

предопределяющим стратегию осуществления основных нововведений в
сфере культурно-просветительской деятельности МАУДО Верхнесергинская
ДШИ с учётом его финансовых возможностей и кадрового потенциала. На
основе программы разрабатывается Перспективный план работы ДШИ на
каждый учебный год указанного периода действия Программы.
Общие сведения об учреждении
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»
- сокращенное название – МАУДО Верхнесергинская ДШИ.
Юридический

адрес:

623070,

Россия,

Свердловская

область,

Нижнесергинский район, р.п. Верхние Серги, ул. Володарского, 2
Фактический

адрес:

623070,

Россия,

Свердловская

Нижнесергинский район, р.п. Верхние Серги, ул. Володарского, 2

15

область,

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана
Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области № 16697, серия 66ЛО1 № 0003545, 15 октября 2012 года. Срок
действия – бессрочно.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Верхнесергинская детская школа искусств" создано 17 декабря 1982 года для
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, направленной на выявление одаренных
детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного
образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений,
навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности
и осуществления их подготовки к получению профессионального образования
в области искусств.
Учреждение имело наименования:
- Верхнесергинская вечерняя музыкальная школа (основание: Решение
Верхнесергинского поселкового совета народных депутатов от 17.12.1982 №
130);
- Детская школа искусств поселка Верхние Серги (основание: приказ по
Отделу культуры администрации Нижнесергинского района от 31.05.1994 №
18);
-

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного

образования детей «Детская школа искусств» п. Верхние Серги (основание:
Постановление Главы Нижнесергинского муниципального образования от
30.11.2000 №765);
-

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного

образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние Серги (основание:
приказ Управления образования Нижнесергинского муниципального района
от 27.01.2006 № 7:);
-

Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние
16

Серги (основание: приказ Управления образования Нижнесергинского
муниципального района от 28.11.2011 № 201);
-

Муниципальное

казенное

образовательное

учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние
Серги (основание: приказ Управления образования Нижнесергинского
муниципального района от 06.06.2012 № 92).
Наименование с 2012 года - Муниципальное казенное образовательное
учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств"
р.п. Верхние Серги.
C 1 января 2015 года - Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования "Верхнесергинская детская школа искусств".
Материально-техническая база и ресурсы школы
МАУДО Верхнесергинская ДШИ располагается в отдельном здании,
площадью 359,9 кв.м., в центре поселка Верхние Серги. В Школе имеется:
- 5 специально оборудованных учебных кабинетов для занятий (1
хореографический, 2 теоретических, 1 хоровой, 1 художественный).
- зал рекреации;
Кабинеты для уроков сольфеджио, музыкальной литературы, занятий
хором, слушания музыки, а также для индивидуальных занятий оформлены в
соответствии со спецификой учебных предметов.
Для проведения занятий используются: мультимедийные проекторы,
видео и аудио - проигрывающая аппаратура. Фонд библиотеки Школы состоит
из нотной, музыкальной, методической литературы, аудиокассет, компактдисков, видеокассет. Учащиеся обеспечены учебной литературой по
сольфеджио, музыкальной литературе и другим учебным предметам.
Книжный фонд библиотеки Школы составляет 1878 экземпляров и
включает учебники по музыкальной литературе, теории музыки, сольфеджио,
нотную, справочную литературу.
17

На балансе Школы находятся:
№

Оборудование

Единицы

п/п
1.

Баян

2

2.

Аккордеон

6

3.

Электропианино

2

4.

Пианино

7

5.

Синтезатор

3

6.

Комплект детских шумовых и ударных инструментов

1

7.

Музыкальный центр

3

8.

Телевизор

3

9.

Компьютер

5

10.

Микрофон вокальный

6

11.

Усилительно-акустическое устройство

1

12.

Видеопроектор

3

13.

Микшерский пульт

1

14.

Принтер-сканер

3

В школе имеется проводной интернет, но доступ учащихся к
информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям,
к электронным образовательным ресурсам происходит в недостаточном
объеме, так как материально-техническая база в сфере обеспечения школы
информационно - компьютерным и телекоммуникационным оборудованием
требует дальнейшего роста модернизации и укрепление материальнотехнической и фондовой базы учреждения.
Функционирует официальный сайт школы.

18

1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2010-2016 ГГ.
Культурно-просветительская деятельность школы искусств - важное
звено образовательного процесса ДШИ, включающее в себя широкий круг
направлений, видов и форм внеурочной работы, направленной на расширение
культурного кругозора и художественно-эстетическое развитие детей и
подростков, различных групп населения округа.
Аналитическую

основу

для

разработки

программы

культурно-

просветительской деятельности школы составляют данные о результатах
культурно-просветительской

деятельности

ДШИ

в

2010-2016

годах,

фиксируемые в ежегодных отчётах о самообследовании учреждения,
материалы

регулярно

проводимого

социологического

мониторинга

культурно-образовательного процесса.
Контингент обучающихся в 2010 году составлял 80 человек. Контингент
обучающихся на 01.09.2016 – 125 учащихся.
Доля обучающихся среднего и старшего школьного возраста – 64 чел.
/51,2%.
Сохранность

контингента

обучающихся

(от

первоначального

комплектования -126) – 125 чел. / 99,2%.
Мониторинг сохранности контингента обучающихся показал, что
контингент в течение года в стабилен. Движение детей происходит в основном
по объективным причинам в младших и средних классах (в редких случаях
отчисление за неуспеваемость и систематические пропуски занятий, переход
с одной специализации на другую в связи сложностью усвоения
образовательной программы, смена места жительства, по состоянию здоровья,
другие семейные причины и т.д.).
Пристальное внимание преподавателей направлено на сохранение
контингента

школы.

Целенаправленно

используются различные формы:
19

и

систематически

в

работе

- родительские собрания (в повестку включаются вопросы важности
получения художественного образования, организации домашних занятий и
т.д.)
- родительские собрания с концертами учащихся;
- открытые уроки для родителей;
- открытые академические концерты;
- всесторонняя информация о работе ДШИ на сайте и через СМИ.
Качество подготовки обучающихся – 97,2 % (обучающихся на «5» и «4»)
Проекты, реализованные в 2015-2016 году
Название проекта

Руководители

Уровень проекта,
социальные партнеры

Филармония

администрация

Областной,

«Новый год шагает по

Свердловская

планете»

филармония

Отчетные концерты

преподаватели

отделений

школы

Филармония

администрация

«Лунный вальс»

внутришкольный
Областной,
Свердловская
филармония

Году Российского кино

преподаватели

посвящается (цикл

школы

Поселковый

концертов)
Описание проектов
Проект «Филармония». Данный проект образовался из сотрудничества ДШИ
и Свердловской государственной академической филармонии. Он возник
благодаря желанию администрации школы заинтересовать обучающихся
творчеством, искусством, показать возможности реализации обучения в ДШИ,
20

расширить кругозор маленьких детей, постараться пробудить в них желание
научиться активно музицировать, стать учащимися ДШИ.
Участники проекта:
- обучающиеся ДШИ (п. Верхние Серги, г. Нижние Серги);
- преподаватели ДШИ.
Проект – Отчетные концерты отделений. Общешкольный проект, в котором
преподаватели школы в разных формах (тематический концерт, концерт –
сказка, концерт – событие, календарные праздники и т.д.) проводят отчет
творческих достижений обучающихся и преподавателей отделений.
Цели и задачи проекта:
- повышение профессионального мастерства обучающихся и преподавателей;
- придание деятельности школы открытого характера (мероприятия
сопровождались афишами, анонсами, помещением информации на сайте
школы);
- укрепление отношений между всеми субъектами образовательного
процесса;
- поиск новых форм концертной деятельности обучающихся.
Участники проекта:
- обучающиеся и преподаватели школы,
- жители поселка,
- родители обучающихся.
Проект «Году Российского кино посвящается…». Это цикл концертов (в
ДШИ, общеобразовательных школах). Основная цель проекта – знакомство с
музыкой из кинофильмов разных лет. Проект построен в форме небольшого
лекционного вступления, согласно тематики, и концерта обучающихся и
преподавателей (с привлечением гостей).
Цели и задачи проекта:
- приобщение населения к музыкальному искусству и помощь в освоении
музыкального языка композиторов прошлого;
- участие в подобном проекте помогает в воспитании личностных качеств
21

обучающихся, таких как целеустремленность, собранность, ответственность и
др.;
- вовлечение обучающихся в концертную деятельность;
Участники проекта:
обучающиеся ДШИ и общеобразовательных школ;
преподаватели ДШИ, учителя общеобразовательных школ;
население поселка (учителя, воспитатели и др.).
Количество/доля

обучающихся,

принявших

участие

в

массовых

мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции и т.д.) в
2015-2016 гг.:
на муниципальном уровне – 125чел. / 100%;
на зональном уровне – 55 чел. / 44%;
на региональном уровне – 27 чел. /21,6 /%;
на федеральном, международном уровне – 3 чел. /2,4 /%.
Массовые мероприятия в 2015-2016 году
№

Обучающиеся
муниципальный уровень

зональный, региональный,
федеральный,

Дата

международный уровень

1

16.04.2015

Областной конкурс
вокально-хоровых
коллективов «Светлая
седмица»

2

16.04.2015

Конкурс юных пианистов
им. Нейгауза

3

01.05.2015

Районный фестиваль ко
Дню танца

22

4

Май 2015

Открытый академический
концерт

5

Июнь 2015

II Всероссийский конкурс
«Салют Победа!»

6

01.09.2015

День знаний в ДШИ

7

Октябрь

Районное мероприятие,

2015

посвященное Дню учителя

8

Октябрь

Всероссийский творческий

2015

конкурс "Безопасность на
дороге – мой стиль жизни"

9

Ноябрь

Районный фестиваль «Мы

2015

вместе»

10

30.11.15

Посвящение в музыканты

11

23.11.2015

Концерты ко Дню матери в

26.11.2015

ДШИ

28.11.2015
12

18.12.2015

Концерт Свердловской
государственной
академической
Филармонии «Новый год
шагает по планете»

13

27.12.2015

Новогодний фейерверк

14

26.02.2016

«Самые, самые…»
конкурсная программа

15

Март 2016

Районный фестиваль
«Содружество»

16

20.03.2016

Областной конкурс
национальных культур
«Мы живем на Урале»
23

17

18.03.2016

Концерт Свердловской
государственной
академической
Филармонии «лунный
вальс»

18

Март 2016

Районный конкурс-выставка
художественного творчества
«Образ женщины, девушки,
сквозь столетья, года»

19

Март 2016

Году Российского кино
посвящается (цикл
концертов)

Концертно-просветительская деятельность школы ведется в течение
года всеми творческими коллективами и большинством обучающихся для
различных категорий населения поселка и района: обучающихся и родителей
средних общеобразовательных школ, детских садов, культурно-досуговых
учреждений, в организациях и учреждениях, для ветеранов и общественных
организаций.
Достижения учащихся в конкурсных мероприятиях
№ дата

Название

Уровень

Участники лауреаты

Муниципальные конкурсы-фестивали
1

16.04.2015 Конкурс юных пианистов

районный

Грамота за участие

районный

Победители

районный

Диплом II степени -

им. Нейгауза
2

01.05.2015 Районный фестиваль ко
Дню танца

3

Май 2015

Открытый академический
концерт

2
24

4
5
6

Ноябрь

Районный фестиваль «Мы

2015

вместе»

Март

Районный фестиваль

2016

«Содружество»

Март

Районный конкурс-

2016

выставка художественного

районный

Лауреат II степени

районный

Лауреат I степени

районный

Дипломант – 13
Лауреат - 6

творчества «Образ
женщины, девушки,
сквозь столетья, года»
Областные фестивали и конкурсы-фестивали
1

областно

16.04.2015 Областной конкурс

дипломант

й

вокально-хоровых
коллективов «Светлая
седмица»
2

Июнь

II Всероссийский конкурс

Всеросси

Диплом I степени

2015

«Салют Победа!»

йский

–2
Диплом II степени
-1

3

Октябрь

Всероссийский творческий

Всеросси

Диплом участника

2015

конкурс "Безопасность на

йский

-2

Областно

Диплом III степени

дороге – мой стиль жизни"
4

20.03.2016 Областной конкурс
национальных культур «Мы

й

живем на Урале»
- Доля обучающихся, занятых в образовательных, социальных программах и
проектах:
международных, федеральных – 0 чел./ 0%.
региональных, муниципальных –68 чел. / 54,4%.
- Доля обучающихся старшего школьного возраста, избравших профессию,
связанную с профилем обучения в организации дополнительного
25

образования детей – 0 чел. / 0%.
- Доля обучающихся младшего и среднего школьного возраста,
мотивированных на продолжение обучения по профилю организации
дополнительного образования детей – 6 чел. / 4,8%.
- Доля обучающихся, удовлетворенных качеством оказываемой
образовательной услуги – 100%.
- Доля родителей (лиц их заменяющих) удовлетворенных качеством
оказываемой образовательной услуги – 100%.
Разработаны анкеты для учащихся и родителей для выявления оценки
качества, предоставляемой образовательной услуги. Проведен мониторинг, в
котором приняли участие более 90% учащихся и родителей. В результате
анализа анкет 100% опрашиваемых довольны предоставляемыми услугами
учреждения.
Активное
творческого

формирование,

потенциала

расширение,

каждого

ребёнка

отработка,

ведётся

через

шлифовка
обширную

конкурсную, выставочную, фестивальную, концертную деятельность в
сочетании с регулярным ежегодным посещением театров и музеев. Динамика
культурно - образовательного процесса обеспечивает освоение детьми новых
учебных компетенций, способствует укреплению их мотивации к творчеству
и формированию ценностных ориентиров личностного развития.
Социальные партнеры
Верхнесергинская ДШИ взаимодействует по широкому спектру
направлений творческой и культурно-просветительской деятельности с
коллегами Нижнесергинского, Артинского, Ачитского, Красноуфимского
районов, Бисертского муниципального образования и города Ревда.
Школа

имеет

прочные

деловые

контакты

со

Свердловской

государственной академической Филармонией, Уральским государственным
педагогическим университетом, с администрацией поселка Верхние Серги и
26

Нижнесергинского
Государственного

муниципального
казенного

района,

Пожарной

пожарно-технического

частью

2/8

учреждения

Свердловской области Отряда противопожарной службы Свердловской
области № 2, муниципальным отделом МВД России «Нижнесергинский»,
МАУК «Верхнесергинский краеведческий музей», МАУК «Верхнесергинская
библиотека», МАУК «Верхнесергинский КДЦ».
Обзор результатов социологического мониторинга
Для анализа итогов культурно-просветительской деятельности в 2010 2016 годах большую значимость имеют результаты социологических опросов
выпускников ДШИ, которые проводились в 2011, 2013,2016 годах.
Целью опросов являлось получение информации о мнениях учащихся по
различным аспектам культурно-просветительской деятельности, уровне их
удовлетворённости

ее

организацией

и

достигнутыми

результатами;

прояснение того, как дети понимают и принимают базовые ценности
жизнедеятельности общества. Результаты исследования позволяют более
предметно представить качество культурно-просветительской деятельности
ДШИ в аспекте результатов и социализации учащихся, их социокультурной
идентичности и системы ценностных ориентиров.
Опросы фиксируют высокий уровень удовлетворённости выпускников
разных лет процессом этой работы и его результатами - полученными
знаниями и навыками, личными успехами и достижениями (эту позицию
отметили около 85 процентов респондентов). Значительная часть опрошенных
(15 -20 процентов) намерена в дальнейшем получить профессиональное
образование по избранному направлению. Желание продолжать заниматься
искусством самостоятельно и развиваться дальше отмечается более чем у
третьей части выпускников школы.
Успехи и достижения обучающихся обусловлены высоким уровнем
профессионализма

и

ответственности
27

преподавательского

состава,

укреплением взаимодействия между отделениями в создании новых общих
творческих проектов.
Характер
обеспечивают

отношений

«учитель-ученик»

существование

в

школе

в

значительной

психологически

мере

комфортной

образовательной среды, пространства доброжелательности к детям, их
позитивного

эмоционального

насыщения

и

оптимистического

мировосприятия.
По результатам социологических опросов выпускников ДШИ 2011,
2013, 2016 годов около 82 процентов респондентов, отвечая на вопрос о том,
что больше всего нравилось в школе, стабильно ставили на первое место
позицию «Общение с преподавателями».
Дети видят в них людей благородных, душевных, заботливых,
тактичных, показывающих пример достойного отношения к другим людям,
труду, к жизни, к окружающему миру.
В

формулировках

пожеланий

и

предложений,

написанных

выпускниками в адрес преподавателей и руководства школы, отражается
восторг и полная удовлетворённость детей деятельностью педагогов,
высказывается большая благодарность преподавателям за все их старания и
усилия, за большой вклад в воспитание и обучение учеников.
Имеются

весомые

основания

выделить

следующие

значимые

результаты социального и личностного развития выпускников ДШИ:
- освоение и принятие ценностей культуры, формирование культурноэстетических потребностей, художественного вкуса;
- понимание принципиальной значимости осознания себя как субъекта
собственной судьбы, способного строить отношения с окружающими людьми
на основе норм нравственности, честности и порядочности, уважения
человеческого достоинства;
-углубление представлений и осознание важности наличия у каждого
человека чёткой гражданско-патриотической позиции, бережного отношения
к истории и культуре России и российского народа;
28

- опыт общения и установления дружеских отношений со сверстниками,
личностного и творческого самопроявления;
- приобретение идентичности - «Я-хореограф», «Я-музыкант», «Яхудожник»,

которая

обусловливает

способность

к

социокультурной

самоидентификации как подвижника русской и субъекта мировой культуры.
Эти утверждения иллюстрируются и конкретизируются в текстах
советов и пожеланий выпускников будущим первоклассникам ДШИ, которые
они сформулировали, окинув мысленным взором многолетний процесс своего
обучения, творчества, досуга, общения в стенах ДШИ.
Осознание выпускниками ДШИ основных социальных проблем,
наличие у них собственной позиции, умения трудиться, стремления к
достижению

высоких

образовательных

и

творческих

результатов,

способность к общению, сотрудничеству, творческому взаимодействию – все
это создаёт фундамент для их дальнейшего взросления по траектории
успешности в современном прагматическом мире.
Результаты массового опроса преподавателей, выпускников школы и
родительского актива, проведённого в 2013 году, позволили получить и
представить качественные характеристики различных элементов, внеурочной
воспитательной и социально-творческой работы ДШИ.
На данный момент у руководства и преподавательского состава школы
есть ясные представления об образовательных интересах детей и родителей,
мотивах поступления в данную школу, об уровне удовлетворённости
учащихся, родителей и педагогов ходом и результатами обучения.

29

Выводы
Таким образом, всесторонний анализ культурно-просветительской
деятельности Верхнесергинской детской школы искусств показывает
следующее:
1.Созданное

культурно-образовательное

пространство

школы

и

гуманистически организованная педагогическая среда высоко оценивается
всеми субъектами образовательного процесса. Подавляющее большинство
учащихся и их родителей полностью удовлетворены работой Школы по
развитию способностей детей, достигаемыми ими успехами в освоении
художественно-практических навыков, возможностями их творческого
самопроявления. Большинство детей активно используют получаемые знания
и умения при проведении многих культурно- просветительских мероприятий,
значимых социально - творческих акций и проектов. Преподаватели ДШИ
также выражают большую удовлетворённость своей работой с детьми и ее
результатами,

наличием

сложившихся

в

коллективе

отношений

взаимоуважения и доброжелательной атмосферы, хорошей организацией
педагогического процесса, возможностью творческой самореализации.
2. Деятельность ДШИ по реализации культурно-просветительской
деятельности

полностью

соответствует

приоритетным

направлениям

государственной образовательной и культурной политики.
3.

Образовательные

результаты,

уровень

мировоззренческой

и

психологической зрелости выпускников, обучающихся по образовательным
программам, рассчитанным на 5-7-летний срок обучения, соответствуют
заявленным модели выпускника, миссии и целям деятельности школы.
5. Школа, вовлекая в орбиту своей деятельности большую массу
жителей поселка, оказывает существенное влияние на качество жизни многих
детей и взрослых, на позитивные изменения культурной среды, что
подтверждает ее высокую статусную позицию как центра и ведущего субъекта
социокультурного пространства поселка и района.
30

Проблемно-ориентированный анализ
При проведении процедур промежуточной комплексной оценки
состояния и функционирования культурно-просветительской деятельности
ДШИ за период 2010-2016 гг. были выделены «слабые места», сформированы
«поле проблем» и «банк» предложений по направлениям и формам
оптимизации программно-методического обеспечения и организационноуправленческого механизма.
Отдельные проблемные зоны и барьеры, выявленные при анализе
результатов

социологического

мониторинга

выполнения

основных

направлений и мероприятий 2010-2016 гг.
А). Недостаточная продуктивность работы отделений и методической
службы по разработке и апробации новых программ, внедрении современных
методик индивидуально-личностного развития, интегральной проектной
практики

и

формирования

междисциплинарного

знания

и

умений,

применению форм совместной поисковой или проектной деятельности,
игровых и тренинговых технологий.
Эти аспекты программно-методического сопровождения пока слабо
изучаются,

разрабатываются,

обобщаются

и

вводятся

в

практику;

преподаватели не получили достаточных сведений об особенностях и
алгоритмах применения указанных новаций, об имеющемся опыте работы.
Незрелость таких элементов организационной культуры как качество работы
с документами, подготовки плановых и отчётных материалов, уровень
исполнительской дисциплины отдельных работников.
В). Барьеры для ведения культурно-просветительской деятельности
возникают в связи с нехваткой помещений, обеспечения классами и
инструментами, устареванием оборудования и технического оснащения.
Структурирование предложений преподавателей и специалистов школы
- участников мониторинговых процедур по разделу «Организация и
управление».
31

А). Виды деятельности, которые надо готовить как перспективные
направления и дела:
- совершенствование содержания просветительских программ, методов
и технологий их организации, разработка новых направлений, подготовка
методических материалов по современным технологиям деятельности;
- расширение деятельности на внебюджетной основе.
Б). Аспекты, которые надо исправлять, улучшать:
- развитие проектной культуры преподавателей и сотрудников,
повышение уровня проектировочных навыков в разработке культурнообразовательных проектов;
-

проектная

линия

кадровой

политики

«Молодое

поколение

преподавателей - преемственность и развитие традиций»;
- укрепление корпоративной культуры организации – поддержка
имиджевого самосознания работников Школы.
Эти
обновления

предложения
и

обусловливают постановку

преобразования

содержательных

задач

локального

модулей

отдельных

направлений Программы культурно-просветительской деятельности на 20172022 годы.

32

2. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2017-2022 ГОДЫ.
Важные

стратегические

ориентиры

деятельности

институтов

образования сформулированы Президентом Российской Федерации В. В.
Путиным на заседании Совета по культуре: «…Формирование гармоничной
личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека,
в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и
этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые
живут рядом».
Цель – результат культурно-просветительской деятельности на 20172022 годы Верхнесергинской школы искусств представляется в образе
выпускника, который «присвоил» главные ценности: Жизнь, Добро, Труд,
Образование, Культура, Дружба, Родина, Мир, Семья; сформировался как
культурно-развитая личность человека, осознающего ответственность за свой
выбор и результаты своих действий и поступков, готового и способного к
созидательной

деятельности

в

различных

сферах

общественной

жизнедеятельности.
Содержание программы культурно-просветительской деятельности
ДШИ выстраивается согласно логической цепочки «от гармонично развитой
личности - к качеству культурной среды общества- к культурному
возвеличиванию России».
Эта цепочка в полной мере соотносится со всеми участниками
образовательного

процесса

и

касается

многих

отдельных

блоков

жизнедеятельности школы.
Эти позиции являются методологическими векторами для разработки
содержательных

программно-методических

модулей

социокультурной

деятельности школы, которая ведётся в соответствии с уставными задачами
учреждения по созданию необходимых условий для личностного развития

33

обучающихся,

их

позитивной

социализации

и

профессионального

самоопределения.
Ориентация на целевые установки Основ государственной культурной
политики, Стратегии воспитания, Концепции развития дополнительного
образования в РФ, ФГТ, проблемный анализ состояния жизнедеятельности
школы на текущий момент делает Программу культурно-просветительской
деятельности Верхнесергинской школы искусств на 2017-2022 годы
актуальной, поскольку она определяет состав и структуру действий по
обеспечению условий освоения культуры как базовой ценности человечества,
личностного роста и познавательно – развивающей успешности обучающихся.
Структура программы
Цель Программы:
создание гуманистически организованного культурно-образовательного
пространства, обеспечивающего условия гармоничного личностного развития
каждого обучающегося в соответствии с социальным и государственным
заказом, формирование современного типа человека культуры, способного к
созидательному

участию

в

общественной

и

профессиональной

жизнедеятельности.
Задачи Программы:
- Усиление воспитательных аспектов культурно-образовательной
деятельности, выстраивание воспитательной системы Школы;
- Расширение спектра культурно-просветительских мероприятий,
реализуемых Верхнесергинской ДШИ, направлений и форм участия ДШИ в
культурно-эстетическом развитии социальной среды, укреплении культурной
среды поселка Верхние Серги и Нижнесергинского муниципального района;
- Пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений
отечественного и зарубежного искусства и их приобщение к духовным
ценностям;

34

-

Оптимизация

методического

научно-методической

сопровождения

работы

как

культурно-образовательного

системы
процесса,

наращивания педагогического потенциала преподавательского корпуса
школы;
- Модернизация организационно-управленческих условий выполнения
приоритетных направлений деятельности ДШИ, совершенствование
механизмов ресурсного обеспечения развития ее материально- технической
базы;
- Проведение социологических исследований по выявлению
удовлетворенности потребителей содержанием и качеством предоставляемых
услуг, постоянно-действующих мониторингов качества.
- Укрепление сотрудничества и взаимодействия с профессиональным
сообществом и творческими коллективами учреждений художественного
образования сферы культуры различного уровня.
Основные направления Программы
В

соответствии

функционально-

с

поставленными

деятельностное

пространство

задачами
Школы,

моделируется
состоящее

из

нескольких относительно самостоятельных сфер, каждая из которых, имея
собственные подцели и задачи, работает в рамках идеологии общего процесса
достижения желаемого результата.
Приоритетные направления организации культурно-просветительской
деятельности Верхнесергинской ДШИ на период 2017-2022 гг.:
- культурно-просветительская деятельность с детьми,
- культурно-просветительская деятельность со взрослым населением,
- культурно-просветительская деятельность педагогов.
1) на различных уровнях: внутришкольном, поселковом, районном;
2) для различных целевых аудиторий: воспитанников детских садов,
обучающихся ДШИ, обучающихся общеобразовательных школ, родителей
обучающихся, потенциальных заказчиков и потребителей образовательных
услуг ДШИ, педагогов поселка, педагогов школ искусств района и округа,
35

пенсионеров и др.
Содержательное наполнение программы осуществляется по следующим
основным направлениям и отдельным проектным модулям:
1.

Оптимизация системы творческой практики и культурно-

воспитательной деятельности
2.

Оптимизация

социокультурной

деятельности

и

культурно-

воспитательной работы
3.

Научно-методическое

сопровождение

культурно-

образовательного процесса
Общая характеристика программного содержания
1.

Развитие

Верхнесергинской

полихудожественного

детской

учреждения

школы

искусств

дополнительного

как

образования

Нижнесергинского района и поселка Верхние Серги. На сегодняшний день
являясь единственной детской школой искусств в поселке Верхние Серги,
школа призвана максимально удовлетворять потребности различных групп
населения в качественном дополнительном художественном образовании и
организации

культурно-

просветительской

деятельности,

расширяя

ассортимент услуг и привлекая население разного возраста к деятельности
школы, учитывая современные вызовы времени и внедряя новые технологии
художественного образования, которые востребованы у потребителя.
2.

Развитие

Верхнесергинской

детской

школы

искусств

как

социокультурного центра поселка Верхние Серги. Являясь единственным
учреждением культуры поселка, который достаточно отдален от культурных
учреждений Свердловской области, ДШИ должна осуществлять организацию
досуга жителей, их духовное и культурное развитие и вовлечение в процесс
художественного творчества и самореализации. В перспективе необходимо
создавать и реализовывать новые направления и формы социокультурных
услуг для населения поселка и района: культурно-просветительские проекты,
концерты, выставки, праздники и др.
3. Развитие кадрового потенциала. Значимость высокого профессионализма
36

педагогических

кадров

является

одним

из

главных

конкурентных

преимуществ детской школы искусств, поскольку в искусстве мастерство
передается от мастера к ученику. Педагогический коллектив – это в основном
опытные сотрудники, готовые реализовать свои педагогические и творческие
идеи и выразить профессиональные амбиции. Большое внимание необходимо
уделять

созданию

комфортной

среды

благоприятного
для

психологического

творческого

развития

и

микроклимата,

профессиональной

самореализации каждого преподавателя.
4. Позиционирование и продвижение имиджа школы в муниципальном
пространстве. Для успешной реализации намеченных целей необходимо
создать в сознании потребителя имидж доступного для разных групп
потребителей

образовательного

учреждения,

предоставляющего

качественные образовательных услуги, соответствующие их интересам.
5. Развитие материально-технической базы. Крайне важно создать
современные условия для реализации культурных проектов, включающие
компьютерные, наглядные средства передачи информации, технически
оснащенные

специализированные

помещения

и

эстетически

привлекательную, комфортную среду.
Формы культурно-просветительской деятельности:
- организация и проведение в рамках музыкально-просветительского лектория
цикла концертов для воспитанников дошкольных и общеобразовательных
учреждений, взрослого населения города;
- концерты для родителей обучающихся в рамках классных, отделенческих,
общешкольных мероприятий;
- праздничные тематические концерты для различных слоев населения;
- организация общешкольных праздников;
- участие солистов и творческих коллективов в поселковых культурных
проектах;
- посещение учащимися и преподавателями учреждений культуры и других
организаций (концертов, музеев, картинной галереи и др.).
37

Культурно-просветительская деятельность осуществляется в счет времени,
отведенного на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся.
Основные сферы деятельности Школы включают в себя множество
разнообразных образовательно-культурных и социализирующих программ,
инновационных модулей и экспериментальных проектов, обеспечивающих
создание условий, в которых каждый учащийся может максимально
утвердиться в своём выборе, осмыслить свою индивидуальность, раскрыть
свои способности, постичь свои силы и увидеть возможности реализации и
развития полученных в Школе знаний и художественно-практических
навыков в дальнейшей жизнедеятельности, стать человеком, освоившим
ценности и традиции отечественной культуры, способным быть субъектом
мирового культурного пространства.
Особый акцент в Программе делается на усилении личностноразвивающих воспитательных аспектов осуществляемой деятельности.
По каждому направлению Программы формулируются задачные
установки и даётся большой перечень мер и разнообразных мероприятий,
предполагающих:
- внедрение новых направлений, методов и технологий культурнопросветительской работы;
- отбор содержания репертуарной политики, методов взаимодействия
педагога с детьми и их родителями сквозь призму приоритетной
направленности учебного процесса на личностное развитие обучающихся;
-

развитие

воспитательных,

личностно-развивающих

аспектов

творчески-познавательной практико-ориентированной деятельности детей, их
участия

в

культурно-познавательных

мероприятиях,

социокультурных

проектах и акциях;
- акцентуацию инициативно-самодеятельного характера внеучебной
работы;
- активное внедрение Школы в окружающую социальную среду,
диверсификацию направлений и форм социокультурной деятельности,
38

способствующих приобщению к культуре и художественному творчеству
различных групп населения;
- оптимизацию организационно-управленческих условий и механизмов
реализации приоритетных направлений Программы на основе современных
технологий менеджмента, маркетинга, мониторинга;
-

совершенствование

научно-методического

обеспечения

педагогического процесса, создание условий для развития кадрового
потенциала и профессионального роста работников;
-подготовку новых локальных актов, корректирующих нормативноправовое поле осуществления культурно-просветительской деятельности
Школы;
-поддержку сетевого взаимодействия с творческими коллективами,
методическими объединениями и педагогами детских школ искусств
Нижнесергинского района и других регионов страны.
Социальный смысл образования как процесса воспитания и обучения
заключается в передаче социокультурного наследия, в введении ребёнка в
культуру. Процесс и результат образования в ДШИ должен быть нацелен на
формирование личности, способной к самостоятельному жизненному
выбору,

деятельностному

внедрению

в

социокультурную

среду,

осуществлению ее позитивных преобразований.
Программа ориентирует отделения школы на выполнение следующих
требований,

отражающих

социализирующую

составляющую

качества

образования:
- приобщение обучающегося человека к культуре общества;
- создание условий для индивидуального развития и духовноценностной ориентации обучающегося;
- выявление талантливых детей в самых разных областях и развитие их
способностей;
- системное поддержание интереса детей к обучению искусствам;

39

- укрепление мотивации обучающихся к культурно-эстетическому и
духовному обогащению гармоничному развитию;
- содействие детям в жизненном и профессиональном самоопределении;
- поддержка становления современного культурного типа личности,
характеристиками

которого

является

активность,

самостоятельность,

ответственность.
По мере реализации программно-плановых мероприятий каждого
учебного года на основе мониторинга и оценки получаемых результатов, а
также с учётом реальных социально-экономических условий на территории,
будет проводиться ежегодная корректировка приоритетных задач Программы,
определение основных точек приложения сил коллектива, ресурсного
потенциала Школы для обеспечения ее устойчивого функционирования на
следующий период.
Предложения по «измерению» результатов
социокультурной деятельности школы
Показатели уровня культурно-эстетического развития, широты
культурного кругозора, наличия художественных вкусов, креативности и др.:
- предъявление творческих работ, сведений о достижениях детей на
конкурсах, выставках, фестивалях,
- % участвующих в конкурсах, выставках к общему числу обучающихся,
- шкала баллов за занятые места на конкурсах, выставках, фестивалях;
- отзывы специалистов, материалы в СМИ,
- сведения об удовлетворённости самих детей и преподавателей,
- характеристики выпускников,
- мнения и оценки родителей,
- экспресс-интервью и опросы выпускников разных лет.
Формирование

стремления

и

готовности

к

саморазвитию

и

самореализации в самостоятельной творческой практике, ориентации на
профессиональное самоопределение в сфере культуры:

40

- сведения о поступлении выпускников на учёбу в образовательные
учреждения по профилям, соответствующим направлениям и специализациям
обучения в Школе (общее количество поступивших и % числу выпускников);
- трудоустройство учащихся старших и выпускных классов (сведения о
работе учащихся в учреждениях культуры, дошкольного, общего и
дополнительного образования и в профессиональных творческих коллективах
(число и %),
- отзывы работодателей.
Предложения по индикаторам для мониторинга
Изучение параметров, характеризующих условия воспитания:
- укомплектованность Школы квалифицированными кадрами в области
воспитания,
- программное обеспечение процесса воспитания,
- профессиональная позиция педагога, как условие развития личности
ученика,
- материально-техническое оснащение,
- предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс
воспитания.
Личность обучающегося как главный показатель эффективности
процесса воспитания: личностный рост учащегося в становлении его
субъектом

культуры,

приобретение

социокультурного

опыта

и

социокультурных компетенций. Идентификация учащихся со Школой.
Мировоззренческая и психологическая зрелость выпускников.
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Компетентная и активная творческая и культурно-просветительская
деятельность школы искусств способны обеспечить повышение творческой
активности учащихся и преподавателей школы, а также необходимый уровень
профессиональной компетентности преподавателей школы для реализации
целей и задач художественного образования, развития и воспитания
обучающихся.
41

2. Выстроенная таким образом концепция Программы культурнопросветительской
деятельности позволяет говорить о формировании новой модели выпускника,
современного культурного типа личности российского интеллигента,
обладающего широким культурным кругозором, современными знаниями,
развитыми компетенциями, способного применять культурные способы и
средства деятельности в ситуации осознанного выбора и ответственности.
2.

Сотрудничество

воспитанников,

и

поддержка

различными

творческих

учреждениями

связей

с

родителями

образования,

культуры,

общественными организациями, развитие традиций духовно-нравственного и
эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для
развития духовной личности подтверждает и закрепляет роль школы, как
одного из центральных субъектов социокультурной инфраструктуры района и
поселка, активно содействующего включению различных групп населения в
культурно-созидающий процесс, направленный на преобразование духовнокультурного пространства социальной среды.
3.

Развитие

у

обучающихся

чувства

патриотизма

и

гражданской

солидарности, осознание учащимися себя гражданами России на основе
принятия общих национальных нравственных ценностей, формирование
мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни
решает

вопрос

нравственно-эстетического

и

духовного

становления

подрастающего поколения, выпускников школы.
4.

Повышение

качества

подготовки

выпускников

и

имиджевой

привлекательности у потенциальных потребителей образовательных услуг
разного возраста обеспечивают Верхнесергинской ДШИ условия для
дальнейшего стабильного функционирования.
Мы надеемся, что к 2022 г. мы достигнем поставленных целей и сохраним
имидж современного культурно-просветительского центра Нижнесергинского
района и поселка Верхние Серги, в котором каждый может реализовать свои
интересы и потребности в области художественного образования!
42

Риски
Реализация Программы может «споткнуться» на таком барьере, как
недостаточный уровень методологической и научной культуры у ряда
преподавателей, неразвитость «вкуса» к инновационным поискам и
педагогической рефлексии, что

может стать причиной

конфликтов,

педагогических и организационных неудач.
Риски выполнения основных направлений и мероприятий Программы
кроются в нестабильности финансирования, которое будет определяться
ресурсами бюджета.
Рисками

для

«запуска»

и

осуществления

ряда

программных

мероприятий и проектных линий являются устойчивость узковедомственных
подходов в решении проблем формирования единого педагогически
организованного социокультурного пространства района как необходимого
условия культурно- эстетического развития различных групп населения.
Риском может стать инертность работников учреждений гуманитарносоциальной сферы, отдельных групп населения, в том числе и молодой
творческой интеллигенции, слабая мотивация людей к самоорганизации для
осуществления культурных преобразований в среде обитания, наращивания ее
культурно-нравственного потенциала.
Контроль за ходом исполнения Программы
Текущий мониторинг процесса и результатов реализации программных
мероприятий по ежеквартальным отчётам ответственных лиц. Своевременная
корректировка ситуаций, оказывающих неблагоприятное воздействие на
реализацию программы и решение конкретных задач. Рассмотрение годовых
итогов деятельности на заседаниях Совета Школы, еженедельных совещаниях
при директоре, родительского комитета.

43

3. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель:
- создание благоприятной среды для культурно - эстетического развития
и творческой самореализации учащихся ДШИ;
- усиление познавательно - развивающего и социализирующего
потенциала внеурочной культурно-творческой деятельности.
Задачи:
-обеспечение эмоционально-комфортного продуктивного участия в
конкурсах юных исполнителей, фестивалях и смотрах детского творчества
укрепление системы взаимодействия детей и подростков в творческих
объединениях и коллективах;
- оптимизация организационно-методических механизмов подготовки и
проведения внеурочных мероприятий, поддержка различных форм и уровней
общения и взаимодействия, обучающихся во внеучебное время;
- расширение возможностей участия детей в организации комплекса
внеучебных

мероприятий,

содействующих

углублению

культурно-

исторических знаний и освоению навыков создания и реализации культурнообучающих мероприятий;
- содействие построению индивидуальной траектории развития
личности, поддержка культурной самоидентификации воспитанников;
- расширение направлений и программ организации каникулярного
отдыха;
- создание условий для расширения опыта участия детей в различных
социально и личностно значимых делах и мероприятиях, в позитивном
взаимодействии детей и сотрудников Школы с окружающей социокультурной
средой.

44

Основные мероприятия и проекты
№

Мероприятия

Срок

Ответственные

п/п
1.

2.

3.

Разработка и проведение

в начале

заместитель

Годового цикла школьных

каждого

директора

событий, происходящих в

учебного года

УВР,

соответствии с календарными

педагог-

«красными датами» и

организатор,

народными традициями

преподаватели
Ежегодно

Поддержка и развитие

по

заместитель

интегративных форм творческо-

директора

познавательной культурно-

УВР,

воспитательной деятельности,

педагог-

создание творческих

организатор,

коллективов, ансамблей

преподаватели

Проект «Классическая музыка в в течение

музыкальное

по

учебного года отделение

детском саду»

по спец. плану
4.

художественное

Мастер-классы по

в течение

изобразительной деятельности и

учебного года отделение

декоративно-прикладному

по спец. плану

творчеству «Веселее вместе!»
для дошкольников
5.

6.

хореографическое

«Танцуй, пока молодой!»

в течение

комплексное мероприятие для

учебного года отделение

дошколят

по спец. плану

Праздники «День

ежегодно

педагогорганизатор,

первоклассника».

преподаватели
45

7.

Организация и проведение

Ежегодно,

художественное

отрытого межрайонного

февраль

отделение

ежегодно

заместитель

конкурса изобразительного
творчества
8.

Организация и проведение

директора по УВР

Открытого межрайонного
конкурса малых вокальных
ансамблей «Серебряные голоса»
9.

10.

Совместный проект «Мы-

Ежегодно

заместитель

славяне!»

в Дни

директора

славянской

УВР,

письменности

педагог-

и культуры

организатор

ежегодно

заместитель

Отчётный концерт

директора

по

по

УВР,
педагогорганизатор
11.

Проведение экскурсий, поездок в по спец.
планам

места, связанные с культурным

педагогорганизатор

наследием, проведение занятий в ежегодно
музеях Нижнесергинского
района, организация посещений
театров
12.

Координация и поддержка

По планам

заместитель

деятельности отделений и

отделений и

директора

педагогов по подготовке и

педагогов,

УВР,

обеспечению участия отдельных

согласно

педагог-

исполнителей и художников,

«Календарю

организатор

46

по

детских творческих коллективов

конкурсов и

школы в конкурсах

фестивалей»

исполнительства и фестивалях
детского творчества (в том числе
детей с ОВЗ).
13.

Организация выездов учащихся

В соответствии заместитель

отделения ИЗО на пленэры в

с учебным

директора

культурно-исторические центры

планом

УВР,

по

художественное

Свердловской области

отделение
14.

Дни открытых дверей в ДШИ

ежегодно

заместитель
директора

по

УВР,
педагогорганизатор
15.

16.

ежегодно

Проект «Новый год» -

педагог-

театрализованное представление

организатор,

(мюзикл)

преподаватели

Проект «Рождество Христово»

ежегодно

педагогорганизатор

17.

ежегодно

Программа «Каникулы в

заместитель

формате культуры и

директора

творчества».

УВР,

по

педагогорганизатор,
преподаватели
18.

Ежеквартально заместитель

Проект «Энергия
самоорганизации» - проведение

директора

акций, направленных на

УВР,
47

по

формирование у школьников и

педагог-

студентов навыков

организатор,

культуросообразного проведения

преподаватели

свободного времени,
возрождение народных традиций
досугового общения, поддержку
современной юношеской
субкультуры использование
возможностей искусства,
художественного творчества в
целях коррекционной
педагогики, профилактики
асоциального поведения
(Хорошая музыка, Уличная
картинная галерея, флешмоб
«Танцуй, пока молодой», квест
«Сейчас спою» и др.

48

4. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ».
Цели:
-создание благоприятной среды для культурно - эстетического развития
и творческой самореализации учащихся ДШИ;
-расширение культурного кругозора и навыков культоросообразного
досуга различных социальных групп населения.
Задачи:
- расширение социокультурного опыта учащихся ДШИ как участников
концертов, праздников, социально-творческих акций;
-

повышение

эффективности

использования

художественно-

эстетических средств в сфере культурно-досуговой работы с различными
категориями населения по месту жительства;
- развитие направлений и форм социокультурной деятельности,
способствующих удовлетворению культурно-эстетических потребностей
различных групп населения, расширению их культурного кругозора и
возможностей творческой самореализации, налаживанию межкультурного
взаимодействия различных возрастных и этнических групп (возрастных и
этнических субкультур).
Основные мероприятия и проекты
№

Мероприятия

Срок

Ответственные

п/п
1.

Проведение тематических

весь период

педагог-

концертных программ

по специальному

организатор,

преподавателей и обучающихся

плану

преподаватели

для различных категорий
населения поселка, района

49

2.

Подготовка и проведение

в течение

заместитель

социально значимых акции и

каждого

директора

проектов, мероприятий,

учебного года

УВР,

по

направленных на укрепление

педагог-

семейных культурных традиций,

организатор,

День семьи, День народного

преподаватели

единства, День пожилых людей,
День матери, День отца и др.
3.

Представления и концерты для

По датам

ветеранов и жителей района в

государственного организатор,

праздничные дни

и народного

педагогпреподаватели

календаря
4.

Литературно-музыкальная

ежегодно

гостиная

заместитель
директора

по

УВР,
педагогорганизатор
5.

Отчётные концерты коллективов ежегодно

заместитель

отделений с участием педагогов

директора

и родителей

УВР,

по

педагогорганизатор,
преподаватели
6.

ежегодно

Открытый фестиваль

заместитель

современного творчества «Мы

директора

вместе!»

УВР,

по

преподаватели
7.

Участие в концертах на сценах и

50

По планам

заместитель

площадках поселка и района в

мероприятий

директора

дни проведения больших

поселка и района

УВР,
преподаватели

мероприятий
8.

по

Проект «Филармония»

Два раза в год

директор,
заместитель
директора

по

УВР
9.

ежеквартально

Пилотный проект «Открытая

заместитель

творческая площадка «Арт-

директора

ассорти»» Массовые

УВР,

общедоступные формы общения

педагог-

и художественно-творческой

организатор,

деятельности, освоения

преподаватели

художественно- практических
навыков:
- организация циклов занятий
для населения по различным
областям искусства
-проведение консультаций
творческого и образовательного
характера для любительских
самодеятельных объединений

51

по

1. ПОДПРОГРАММА «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
Цель:
оптимизация системы научно-методического обеспечения качества
образовательной

деятельности, формирования

нового

педагогического

мышления.
Задачи:
- обеспечение концептуально - методической поддержки традиционных
и инновационных направлений художественно-эстетического образования
детей, программ, методов и технологий учебно-воспитательной работы,
апробации экспериментальных проектов;
- разработка и реализация мер по развитию методологической и
проектной культуры преподавателей, формированию нового педагогического
мышления;
- создание условий для профессионального роста педагогов;
-

повышение

компетентности

преподавателей

и

руководителей

отделений в части разработки методических пособий и рекомендаций,
подготовки дидактических материалов;
-

совершенствование

процедур

осуществления

мониторинга

организации внеурочной работы как формы педагогической технологии
«волна отношений»;
- обеспечение открытости ДШИ, совершенствование взаимодействия с
субъектами социокультурной инфраструктуры района;
-

развитие

методическим

научно-методических

центром

художественного

службами школ искусств региона.

52

контактов

с

региональным

образования,

методическими

Основные мероприятия и проекты
№

Мероприятия

Срок

Ответственные

п/п
1.

2.

Проведение тематических концертных

весь

педагог-

программ преподавателей и

период

организатор,

обучающихся для различных категорий

по спец.

преподаватели

населения поселка, района

плану

Проектная линия «Профессиональная

ежегодно,

компетентность, развитие компетентного каждую
четверть

педагогического творчества»

Руководитель
методобъединения,

Проведение:

методическая

- серии проблемно-методических

секция

семинаров и круглых столов;
- методических конференций по
презентации лучших практик
- мастер-классов педагогов-новаторов
3.

Организация и проведение серии

ежегодно

заместитель

мастер-классов, открытых уроков,

директора

творческих мастерских по вопросам

УВР,

целенаправленного отбора

преподаватели

тематического содержания изучаемых
предметов с позиций освоения детьми
духовных ценностей мира,
использования разнообразных
методических приёмов и форм создания
для ребёнка ситуации успеха,
формирования его мотивов к
творческому саморазвитию.

53

по

4.

5.

Стимулирование и поддержка лучшего

2019-2020

заместитель

опыта – Конкурс методических

директора

разработок

УВР

Участие педагогов в научно-

2017-2022

заместитель

методических, научно-практических

директора

конференциях

УВР

54

по

по

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единый,

системно

организованный

педагогический

процесс

в

Верхнесергинской ДШИ (обучение, воспитание и развитие учащихся)
зиждется на ясном понимании трудовым коллективом Школы ее миссии,
четко определенных ценностных основаниях и ориентирах, целей и задач
функционирования,

в

соответствии

с

которыми

осуществляется

содержательное наполнение разнообразных направлений образовательнокультурного педагогического процесса, выстраивается богатое по духовноэмоциональной насыщенности воспитательное пространство: особый уклад
жизни ДШИ, неповторимая предметно-эстетическая среда, годовой цикл
событий, вовлекающих детей и взрослых членов коллектива Школы в
водоворот эмоциональных переживаний, ситуаций успеха, возможностей
самопроявления в творчестве, испытания чувства удовлетворения как от
собственных успехов, так и достижений своих товарищей.
Через

гармоничную

взаимосвязь

всех

компонентов

культурно-

просветительского пространства ДШИ, создаётся особая культура раннего
детства - питательная среда для личностного развития и формирования
духовно-творческих потенций обучающихся. На этой базе возможно
формирование идентичности воспитанника с воспитателем и представляемой
им Школой. Идентичность ученика со Школой означает, что воспитанник
осознанно принимает ценности и нормы жизнедеятельности коллектива,
становится ее полноправным и активным субъектом, приобретает опыт
коллективного

творческого

взаимодействия,

старается

реализовать

получаемые знания и навыки для саморазвития и творческой самореализации
в осуществляемой ДШИ социокультурной деятельности. Социальное
конструирование

идентичности

личности,

именуемой

«российский

интеллигент» начинается с ощущения детьми и педагогами состояния «Ямузыкант», «Я-хореограф», «Я-художник». А от прочности этого ощущения
формируется

и

общая

социокультурная
55

идентичность,

связанная

с

присвоением национальных ценностей гражданина и патриота своей страны,
общечеловеческих ценностей субъекта мировой цивилизации. В полноценной
социокультурной самоидентификации выпускников (Я-человек Культуры)
видится один из главных результатов деятельности ДШИ как целостного
специфически развивающегося сообщества, девиз которого «Честно служить
культуре».
По мере реализации программно-плановых мероприятий 2017-2022 и
последующих учебных годов, на основе мониторинга и оценки получаемых
результатов, будет проводиться ежегодная корректировка приоритетных задач
Программы, определение основных точек приложения сил коллектива,
ресурсного

потенциала

Школы

для

обеспечения

ее

устойчивого

своей

программы

функционирования на следующий период.
Верхнесергинская

ДШИ

выстраивает

модель

культурно-просветительской деятельности, в конструкции которой есть
непременный волевой компонент –решимость осуществить задуманное.

56


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».