Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Верхнесергинская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая программа Инструментальное (вокальное) музицирование (нормативный срок освоения 7 лет) Утверждена к реализации в 2019-2020 учебном году Протокол педагогического совета от 25.06.2019 № 5 2019 год Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальное искусство» «Инструментальное исполнительство» срок обучения 7 лет (далее Программа) составлена на основе примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (Письмо Роскультуры от 02.06.2005 №1814-18-074 О примерных учебных планах для детских школ искусств на 2005-2006 учебный год). Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте или вокального исполнительства, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; - приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, развитие интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Программа учитывает лучшие традиции художественного образования, запросы и потребности детей и родителей (законных представителей). С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения его доступности, при разработке и реализации программы учтена занятость детей в общеобразовательных организациях. Цель программы: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, эстетических взглядов, нравственных установок, а также формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; Задачи: - творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства; - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у них эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет. Проведение отбора детей и оценки их способностей при приеме по данной образовательной программе в школу не предусмотрено. Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. Обучение осуществляется в виде групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Форма занятий: урок, открытый урок, методическое занятие, концертное выступление, контрольный урок, итоговый урок. Режим занятий: Продолжительность урока 40 минут с перерывами между уроками - 10 минут. Количественный состав групп от 2 до 12 человек. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по восьмой классы 35 недель. С первого по седьмой классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 1.15. Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). Программа содержит следующие разделы: - пояснительная записка; - учебный план; - примерный календарный учебный график; - перечень рабочих программ учебных предметов; - система и критерии промежуточной аттестации; - планируемые результаты освоение образовательной программы. В структуру образовательной программы входят рабочие программы учебных предметов. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ - Музыкальный инструмент (фортепиано); - Сольное пение; - Музицирование; - Аккомпанемент и игра в ансамбле; - Сольфеджио; - Слушание музыки; - Музыкальная литература; - Современная музыка; - Коллективное музицирование (хор); - Предмет по выбору (ансамбль, другой музыкальный инструмент, сольное пение) Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Всего 5,5 1 1 - 1 1 5,5 2 1,5 0,5 1,5 1 1,5 0,5 1,5 6,5 1 1 0,5 3 2 0,5 1,5 6,5 1 1 0,5 4 2 0,5 1,5 7 1 1,5 0,5 5 2 0,5 1,5 5,5 1 1 1 0,5 1,5 1 1 1 1 0,5 1,5 1 5,5 7 1 6 1 Количество уроков и учебных часов в неделю Инструментальное (вокальное) музицирование Пояснительная записка к учебному плану образовательных программ инструмент, сольное пение) Музыкальный инструмент (сольное пение) Музицирование Аккомпанемент и игра в ансамбле Сольфеджио Практикум по сольфеджио Слушание музыки Музыкальная литература Современная музыка Коллективное музицирование (хор) Предмет по выбору (ансамбль, другой музыкальный Наименование предмета 5 5 7 5 7 5,7 Итоговая аттестация Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств Федерального агентства по культуре и кинематографии (Москва, 2005 год) базируются на многолетних традициях отечественного художественного образования, учитывают опыт работы школ искусств за последнее десятилетие и предлагают целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение. На их основе образовательное учреждение разработало рабочие учебные планы. Учебный план 7-летнего курсы обучения и состоят из двух частей – инвариантной и вариативной. Инвариант 7-летней образовательной программы – 5 лет. Целью образовательных программ инструментального (вокального) музицирования является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, умения осваивать новый материал в общекультурной и музыкальной областях, сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению, закрепление и развитие практических навыков музицирования. Образовательные программы по направлению инструментальное (вокальное) музицирование реализуются на музыкальном отделении. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и слушанию музыки допускается от 2 человек. Количественный состав групп по хору – в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2-х человек. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы: • для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций из расчета 50% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив; • для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования из расчета 100% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив; • для проведения занятий по предмету «Сольное пение» из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 № п/п Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе Инструментальное (вокальное) музицирование (нормативный срок освоения 7 лет) Аудиторные занятия = = = 7 Обозначения = = = 6 Классы = 1–8 = 9 – 15 = 16– 22 5 30.09 – 6.10 = 23 – 29 = 7 – 13 = 14 – 20 4 28.10 – 3.11 = 21 – 27 = 4 – 10 = 11 – 17 3 18 – 24 = 2–8 = 25 – 1 = 9 – 15 2 16 – 22 = 30.12 – 5.01 = 23 – 29 = 6 – 12 1 24 – 31 = = = = = = = 17 – 23 10 – 16 10 – 16 3–9 13 – 19 Май 26 – 31 1–8 28.04. – 4.05 5 – 11 21 – 27 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = III 19 – 25 э III = = = = = = 30.06 – 6.07 Итоговая аттестация III э э э э э э Июнь 23 – 29 Промежуточная аттестация 7 – 13 Апрель 14 – 20 Март 12 – 18 Февраль 9 – 15 Январь 16 – 22 Декабрь Июль = = = = = = = 7 – 13 Ноябрь = = = = = = = 14– 20 Октябрь 21 – 27 = = = = = = = 28.07 – 3.08 = = = = = = = 4 – 10 = = = = = = = Август = = = = = = = 7 - 1 1 1 1 1 1 = Каникулы 263 33 33 33 33 33 33 ИТОГО = = = = = = 33 = = = = = = = 25 – 31 = 11 – 17 Сентябрь 18 – 24 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях Аудиторные занятия 24.02 – 2.03 3–9 17 – 23 27.01 – 2.02 20 – 26 1. График учебного процесса 8 1 1 1 1 1 1 1 2 2 - - - - - - Промежуточная аттестация Резерв учебного времени Итоговая аттестация Срок обучения – 7 лет Дополнительная общеразвивающая программа Инструментальное (вокальное) музицирование 124 4 17 17 17 17 17 17 Каникулы 01.04 – 6.04 График образовательного процесса 404 40 52 52 52 52 52 52 Всего Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Инструментальное (вокальное) музицирование» Оценка качества реализации программы «Инструментальное (вокальное) музицирование» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2» Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно; Музыкальное исполнительство Оценка «5» («отлично»): - артистичное поведение на сцене; - увлечённость исполнением; - художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - слуховой контроль собственного исполнения; - корректировка игры при необходимой ситуации; - свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; - убедительное понимание чувства формы; - выразительность интонирования; - единство темпа; - ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие. Оценка «4» («хорошо»): - незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; - стабильность воспроизведения нотного текста; - выразительность интонирования; - попытка передачи динамического разнообразия; - единство темпа. Оценка «3» («удовлетворительно»): - неустойчивое психологическое состояние на сцене; - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность; - слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; - однообразие и монотонность звучания. . Оценка «2» («неудовлетворительно»): - частые «срывы» и остановки при исполнении; - отсутствие слухового контроля собственного исполнения; - ошибки в воспроизведении нотного текста; - низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. Теория и история музыки Сольфеджио Оценка «5» («отлично»): - вокально-интонационные навыки: чистота интонации; ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; выразительность исполнения; владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «4» («хорошо»): - вокально-интонационные навыки: не достаточно чистая интонация; не достаточная ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; выразительность исполнения; не достаточное владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «3» («удовлетворительно»): - вокально-интонационные навыки: не точная интонация; не достаточная ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; не достаточная выразительность исполнения; слабое владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - вокально-интонационные навыки: не точная интонация; ритмическая неточность; отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; не выразительное исполнение; не владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям. Музыкальная литература, слушание музыки, Оценка «5» («отлично»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «4» («хорошо»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «3» («удовлетворительно»): - не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала; - не уверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - не владение музыкальной терминологией; - не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального инструментального исполнительства: - знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - знания музыкальной терминологии; - умения грамотно исполнять музыкальные произведения на музыкальном инструменте; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; - умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений; - навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; - навыков подбора по слуху музыкальных произведений; - навыков публичных выступлений. в области теории и истории музыки: - знания музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; - умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - навыков вокального исполнения музыкального текста, пения с листа; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков записи музыкального текста по слуху; - первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.