Инструментальное (вокальное) музицирование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая программа

Инструментальное
(вокальное)
музицирование
(нормативный срок освоения 7 лет)

Утверждена к реализации в 2019-2020 учебном году
Протокол педагогического совета от 25.06.2019 № 5

2019 год

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа
«Музыкальное искусство»
«Инструментальное исполнительство» срок обучения 7 лет (далее Программа) составлена
на основе примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального
искусства для детских школ искусств (Письмо Роскультуры от 02.06.2005 №1814-18-074 О
примерных учебных планах для детских школ искусств на 2005-2006 учебный год).
Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном
инструменте или вокального исполнительства, позволяющих творчески исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных
категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие и формирование устойчивого интереса
к творческой деятельности, развитие интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Программа учитывает лучшие
традиции художественного образования, запросы и потребности детей и родителей
(законных представителей).
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию,
обеспечения его доступности, при разработке и реализации программы учтена занятость
детей в общеобразовательных организациях.
Цель программы: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
эстетических взглядов, нравственных установок, а также формирование у детей комплекса
знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
Задачи:
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы
для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по
изучению и постижению музыкального искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у них
эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков
творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет.
Проведение отбора детей и оценки их способностей при приеме по данной образовательной
программе в школу не предусмотрено.
Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. Обучение
осуществляется в виде групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Форма
занятий: урок, открытый урок, методическое занятие, концертное выступление,
контрольный урок, итоговый урок.
Режим занятий: Продолжительность урока 40 минут с перерывами между уроками - 10
минут. Количественный состав групп от 2 до 12 человек.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в
восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по восьмой
классы 35 недель.
С первого по седьмой классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
1.15. Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий,
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным
предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Программа содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- перечень рабочих программ учебных предметов;
- система и критерии промежуточной аттестации;
- планируемые результаты освоение образовательной программы.
В структуру образовательной программы входят рабочие программы учебных предметов.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
- Музыкальный инструмент (фортепиано);
- Сольное пение;
- Музицирование;
- Аккомпанемент и игра в ансамбле;
- Сольфеджио;
- Слушание музыки;
- Музыкальная литература;
- Современная музыка;
- Коллективное музицирование (хор);
- Предмет по выбору (ансамбль, другой музыкальный инструмент, сольное пение)
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Всего

5,5

1
1
-

1
1
5,5

2
1,5
0,5
1,5

1
1,5
0,5
1,5

6,5

1
1
0,5

3
2
0,5
1,5

6,5

1
1
0,5

4
2
0,5
1,5

7

1
1,5
0,5

5
2
0,5
1,5

5,5

1
1
1
0,5
1,5
1

1
1
1
0,5
1,5
1
5,5

7
1

6
1

Количество уроков и учебных часов в неделю

Инструментальное (вокальное) музицирование

Пояснительная записка к учебному плану образовательных программ

инструмент, сольное пение)

Музыкальный инструмент (сольное пение)
Музицирование
Аккомпанемент и игра в ансамбле
Сольфеджио
Практикум по сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература
Современная музыка
Коллективное музицирование (хор)
Предмет по выбору (ансамбль, другой музыкальный

Наименование предмета

5
5
7
5
7
5,7

Итоговая
аттестация

Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств Федерального агентства по культуре и
кинематографии (Москва, 2005 год) базируются на многолетних традициях отечественного художественного образования, учитывают опыт работы школ искусств за
последнее десятилетие и предлагают целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение.
На их основе образовательное учреждение разработало рабочие учебные планы. Учебный план 7-летнего курсы обучения и состоят из двух частей – инвариантной и
вариативной. Инвариант 7-летней образовательной программы – 5 лет.
Целью образовательных программ инструментального (вокального) музицирования является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после
окончания школы, умения осваивать новый материал в общекультурной и музыкальной областях, сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению, закрепление
и развитие практических навыков музицирования.
Образовательные программы по направлению инструментальное (вокальное) музицирование реализуются на музыкальном отделении.
Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и слушанию музыки допускается от 2 человек.
Количественный состав групп по хору – в среднем 12 человек, по оркестру – 6 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2-х человек.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:
•
для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций из расчета 50% времени, отведенного на каждый
конкретный коллектив;
•
для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования из расчета 100% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив;
•
для проведения занятий по предмету «Сольное пение» из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

№
п/п

Учебный план
по дополнительной общеразвивающей программе Инструментальное (вокальное) музицирование
(нормативный срок освоения 7 лет)

Аудиторные
занятия

=

=

=

7

Обозначения

=

=

=

6

Классы

=

1–8

=

9 – 15

=

16– 22

5

30.09 – 6.10

=

23 – 29

=

7 – 13

=

14 – 20

4

28.10 – 3.11

=

21 – 27

=

4 – 10

=

11 – 17

3

18 – 24

=

2–8

=

25 – 1

=

9 – 15

2

16 – 22

=

30.12 – 5.01
=

23 – 29

=

6 – 12

1

24 – 31

=

=

=

=

=

=

=

17 – 23

10 – 16

10 – 16

3–9

13 – 19

Май

26 – 31
1–8

28.04. – 4.05
5 – 11

21 – 27

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

19 – 25

э

III

=

=

=

=

=

=

30.06 – 6.07

Итоговая
аттестация

III

э

э

э

э

э

э

Июнь

23 – 29

Промежуточная
аттестация

7 – 13

Апрель

14 – 20

Март

12 – 18

Февраль

9 – 15

Январь

16 – 22

Декабрь

Июль

=

=

=

=

=

=

=

7 – 13

Ноябрь

=

=

=

=

=

=

=

14– 20

Октябрь

21 – 27
=

=

=

=

=

=

=

28.07 – 3.08
=

=

=

=

=

=

=

4 – 10
=

=

=

=

=

=

=

Август

=

=

=

=

=

=

=

7

-

1

1

1

1

1

1

=

Каникулы

263

33

33

33

33

33

33

ИТОГО

=

=

=

=

=

=

33

=

=

=

=

=

=

=

25 – 31
=

11 – 17

Сентябрь

18 – 24

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Аудиторные занятия

24.02 – 2.03
3–9

17 – 23

27.01 – 2.02

20 – 26

1. График учебного процесса

8

1

1

1

1

1

1

1

2

2

-

-

-

-

-

-

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая аттестация

Срок обучения – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа
Инструментальное (вокальное) музицирование

124

4

17

17

17

17

17

17

Каникулы

01.04 – 6.04

График образовательного процесса

404

40

52

52

52

52

52

52

Всего

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Инструментальное (вокальное) музицирование»
Оценка качества реализации программы «Инструментальное (вокальное) музицирование»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты,
прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с
использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Теория и история музыки
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:
чистота интонации;
ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:
не достаточно чистая интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;

- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
не достаточная выразительность исполнения;
слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений
и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
ритмическая неточность;
отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
не выразительное исполнение;
не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной
теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки,
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального инструментального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на музыкальном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных
произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
- навыков публичных выступлений.
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом
исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной
форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».