Хореография

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая программа

Хореография
срок реализации 7 лет

Утверждена к реализации в 2019-2020 учебном году
Протокол педагогического совета от 25.06.2019 № 5

2019 год
2

I. Пояснительная записка
1.1.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области
хореографического искусства «Хореография» составлена на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-391/06-ГИ, а также с учетом опыта
последних десятилетий по реализации в детских школах искусств программ художественноэстетической направленности.
Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Хореография» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области хореографического искусства;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей
посредством танцевального искусства, получения начального хореографического
образования.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить основам партерной гимнастики;
• поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
• обучить элементам классического и народного танца;
• обучить элементам музыкальной грамоты;
• познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
• способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством
танцевального движения;
• формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
• формировать интерес к танцевальному искусству;
• развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
• развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки;
• развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
• развивать художественный вкус.
Воспитательные:
• воспитать культуру поведения и общения;
• воспитать умение ребенка работать в коллективе;
• заложить основы становления эстетически развитой личности;
• воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
• воспитание патриотического отношения к своей Родине и истокам ее культуры.
Срок освоения программы «Хореография» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7
лет.
Программа направлена на развитие художественных способностей детей средствами
хореографического искусства. Обучение по данной программе формирует у детей
представление о практике и теории в области хореографии; учит исполнительскому
мастерству, техничности, выразительности через овладение навыками свободного владения
своим телом; прививает детям культуру танцора, сценическую культуру поведения;
воспитывает эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру; сохраняет и
укрепляет физическое здоровье; поддерживать интерес к хореографическому искусству.
3

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических
данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных:
гибкости, пластичности, танцевального шага и т. п.
Требования к условиям реализации программы «Хореография» представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое творчество» с
целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную
среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Хореография» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления ОУ.
Порядок приема в образовательное учреждение.
Набор осуществляется на основании результатов предварительного просмотра детей,
проводимого с целью выявления их творческих способностей, необходимых для обучения
хореографическому искусству, наличия минимальных физических данных (подъем, шаг,
гибкость, выворотность).
Просмотр проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально
ритмические и координационные способности ребенка - артистичность, танцевальность,
музыкальность, а также его физические и пластические данные.
Организация учебной деятельности
Организация учебной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе
«Хореография» осуществляется следующим образом: учебные предметы учебного плана
реализуются в форме групповых занятий (численностью от 4 до 15 человек).
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, концерты, просмотры. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ,
4

устных опросов, просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ
самостоятельно.
Критерии оценок.
ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам программы
«Хореография» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускником
к
возможному
продолжению
профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются
оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
По предмету «История хореографического искусства» итоговая аттестация проводится в
форме зачета.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
- умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки публичных выступлений;
- наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Финансовые условия реализации программы «Хореография» должны обеспечивать
ОУ.
При реализации программы необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом
сложившихся традиций и методической целесообразности.
Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным
предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» в объеме 100
процентов аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации программы «Хореография»
обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных
требованиями настоящей программы.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

5

II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Хореография»
Содержание программы «Хореография» обеспечивает целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Хореография» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных
движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического
танца и разучивании хореографического произведения;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,
созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Танец:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и
культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
владение
различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Гимнастика:
знание анатомического строения тела;
6

знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с
учетом индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
Классический танец:
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок
танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического
танца;
Народно-сценический танец:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения
учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народносценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок
при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
Подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического
искусства;
умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и
мелодику несложных музыкальных произведений.
7

История хореографического искусства:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического
искусства различных эпох;
знание основных этапов становления и развития русского балета;

8

1

Классический танец

Народно-сценический танец

Бальный танец

Подготовка концертных номеров

Предметная область
Теория и история искусств
Слушание музыки

Музыкальная литература

История хореографического искусства

4

5

6

7

8

9

10

Всего

2

Гимнастика

3

6

-

-

-

1

1

Ритмика

2

1

1

Танец

Предметная область
Хореографическое исполнительство2)

Наименование предмета

1

№
п/п

6

1

2

-

-

-

1

1

1

2

8

1

2

1

-

4

-

-

-

3

9

1

2

1

2

3

-

-

-

4

10

1

3

1

2

3

-

-

-

5

10

1

3

1

2

3

-

-

-

6

Количество уроков и учебных часов в неделю

Учебный план
по дополнительной общеразвивающей программе «Хореография»
(нормативный срок освоения 7 лет)

10

1

3

1

2

3

-

-

-

7

7

6

4

7

7

7

7

2

2

2

Итоговая
аттестация

9

Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков по полугодиям, а также время их проведения в течение
полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения
учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое
исполнительство» объеме до 100% аудиторного времени.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.

10

Примечание к учебному плану
1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Бальный танец» проводятся раздельно с мальчиками и
девочками.
2. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек,
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с мальчиками по
учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Бальный танец» - от 3-х человек).
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего
и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.

3)

2)

1)

=

=

=

7

Аудиторные занятия

=

=

=

6

Обозначения

=

Классы

=

1–8

=

9 – 15

5

16– 22

=

23 – 29

=

30.09 – 6.10

=

7 – 13

4

14 – 20

=

28.10 – 3.11

=

21 – 27

=

4 – 10

3

11 – 17

=

18 – 24

=

2–8

=

25 – 1

2

9 – 15

=

16 – 22

=

30.12 – 5.01

=

6 – 12

1

=

=

=

=

=

=

=

7 – 13

17 – 23

10 – 16

10 – 16

3–9

13 – 19

Апрель

14 – 20

Март

Май

26 – 31
1–8

=

=

=

=

=

=

=

23 – 29
=

=

=

=

=

=

=

30.06 – 6.07
=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

21 – 27
=

=

=

=

=

=

=

28.07 – 3.08

19 – 25

=

=

=

=

=

=

=

Август

=

=

=

=

=

=

=

244

ИТОГО

35

35

35

35

35

35

34

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

=

=

=

=

=

=

=

4 – 10

э

=

=

=

=

=

=

=

Июль

25 – 31

Итоговая аттестация

III

э

э

э

э

э

э

Июнь

Аудиторные занятия

Промежуточная
аттестация

12 – 18

Февраль

9 – 15

Январь

16 – 22

Декабрь

7 – 13

Ноябрь

14– 20

Октябрь

11 – 17

3–9

17 – 23

24.02 – 2.03

20 – 26

27.01 – 2.02

1. График учебного процесса

24 – 31

Срок обучения – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография»

18 – 24

Сентябрь

23 – 29

График образовательного процесса

Промежуточная
аттестация
7

-

1

1

1

1

1

1

Итоговая аттестация
2

2

-

-

-

-

-

-

Каникулы

11

124

4

17

17

17

17

17

17

404

40

52

52

52

52

52

52

Всего

5 – 11

21 – 27

28.04. – 4.05

01.04 – 6.04

12

Оценка «5» («отлично»):
- качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
- методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации;
- музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала;
- владение индивидуальной техникой вращений, трюков.
Оценка «4» («хорошо»):
- отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);
- возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное,
техническое.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- исполнение с большим количеством недочетов,
- неграмотно и невыразительно выполненное движение,
- слабая техническая подготовка,
- неумение анализировать свое исполнение,
- незнание методики исполнения изученных движений,
- недоученные движения,
- малохудожественное исполнение,

Хореографическое исполнительство

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Хореография»
Оценка качества реализации программы «Хореография» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные
опросы, письменные работы, тестирование, концерты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ОУ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Слушание музыки
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Теория и история искусств

- невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала,
- невладение трюковой и вращательной техникой.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».