Инструкция для работников по обеспечению доступа инвалидов к услугам и объектам

- Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то
же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже может раздражать.
Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
- Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим
трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам
закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что
вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку
ответить вам, а вам — понять его.
- Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной
коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне,
тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам,
расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы
Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
- Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит,
помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко,
но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
- Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав: "Увидимся" или "Вы слышали
об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.
Сотрудники, непосредственно осуществляющие работу с инвалидами, должны проходить
инструктаж по обеспечению доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они
предоставляются, при приёме на работу в учреждении, при переводе на другую должность, а
также необходимо проходить повторный инструктаж один раз.
Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда
оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.
3 Сопровождение инвалидов учреждении
Для обеспечения доступа инвалидов к услугам и объектам, на которых они
предоставляются сотрудникам в учреждение необходимо:
3.1. Рассказать инвалиду об архитектурных особенностях здания учреждения:
- количестве этажей,
- основных необходимых структурных подразделениях учреждения и местах их расположения
в здании, в каком кабинете к кому обратиться по вопросам, которые могут возникнуть в ходе
предоставления услуги;
- расположение комнат гигиены и санузлов.
3.2. Рассказать, учитывая степень социальных ограничений , об особенностях организации
доступной среды в учреждении: наличии пандусов, мнемосхем, тактильных дорожек, поручней
и тактильных метках на них, лифта и т.д. Особое внимание обратить на знаки,
предупреждающие об опасности: звуковые сигналы тревоги, световые табло, обучить
экстренной эвакуации, наиболее быстрым и безопасным способам выхода из здания.
3.3. Провести экскурсию по учреждению инвалиду, обратив его внимание на расположение
санитарных комнат, лестниц, пандусов и лифта, столовой или буфета (если они имеется), мест
для отдыха (комнаты для релаксации, зала, фойе, живого или зелёного уголка и т.д.). При
необходимости обратить внимание на механизмы открывания-закрывания дверей, санитарных
приборов, обучить механизму их открывания-закрывания, показать кнопки экстренного вызова
персонала.
3.4. Познакомить инвалида со всеми специалистами, задействованными в работе с ним, лично,
представив по фамилии, имени и отчеству и инвалида друг другу. Информировать, к кому он
должен обратиться во всех случаях возникающих затруднений
3.5 При завершении приёма в учреждение уточнить, остались у него ли какие-либо вопросы или
особые пожелания.
4 Правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:

 Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее и не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же
самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
 Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее инвалидам,
испытывающим трудность при передвижении, и пред помощь, если нужно открыть тяжелую
дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
 Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте
инструкциям.
 Если вас попросили помочь инвалиду, передвигающемуся на коляске, сначала катите ее
медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере
равновесия.
 Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
 Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
 Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
 Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
 Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем
со зрением, слухом и пониманием.
 Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это
способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут
передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы
экономить силы и быстрее передвигаться.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или
незрячими:
 Оказывая свою помощь незрячему человеку, направляйте его, не стискивая его руку, идите
так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
 Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах,
ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
 Используйте, если это уместно, знакомые фразы, характеризующие цвет, расстояние,
окружающую обстановку. Делитесь эмоциональным воздействием от увиденного.
 Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не
командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
 Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом.
Говорите обычным голосом.
 Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать.
При этом не заменяйте чтение пересказом, не пропускайте информацию, если вас об этом не
попросят. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно
полностью. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной
законодательством.
 Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему сопровождающему.
 Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
 Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность
свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует
тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
 Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к
кому вы обращаетесь.

 Не заставляйте вашего собеседника обращаться в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его об этом.
 Вполне допустимо употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает
«видеть руками», осязать.
 Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными:
«Стакан посередине стола».
 Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением
на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
 Оказывая помощь незрячему, двигайтесь не торопясь, и при спуске или подъеме по
ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений,
предупреждайте о препятствиях.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
 Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не
затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
 Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много
способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть,
спросите у них.
 Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В
этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае
понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать
высокие частоты.
 Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени.
Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
 Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить.
Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном
темпе, возможно, по буквам.
 Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
 Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник
использовать другой способ — написать, напечатать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».