Фортепиано.

I. Пояснительная записка
1.1. Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано») составлена на
основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают
обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
1.2. Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы
«Фортепиано» для детей, поступивших в школу (далее – ОУ) в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3

1.6. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
1.7. ОУ имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.8. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ОУ проводит отбор детей с
целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха,
ритма, музыкальной памяти.
1.9. Оценка качества образования по программе «Фортепиано» производится на
основе ФГТ.
1.10. Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы
«Фортепиано» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ.
1.11. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют
собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ОП.
1.12. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную
развивающую образовательную среду. обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно
с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ
среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления ОУ.
1.13. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы
«Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в
восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность
учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
1.14. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
4

исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
1.15. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется
в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
1.16. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право
на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные
классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
1.17. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным предметам.
1.18. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на
выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
1.19. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на
основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно и
регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области
искусств. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том
числе ансамблевого;
достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров
зарубежных и отечественных композиторов;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5

1.20. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и
история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на
каждые 100 обучающихся.
1.21. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не
менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный
процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33
недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
освоение дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять
творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в
области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы
«Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
1.22. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны
обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
1.23. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано»
обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных
настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения включает в себя:
зал с концертным фортепиано, пультом и звукотехническим оборудованием,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий,
6

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора и пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа», оснащаются пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6
кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - не
менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»,
«Элементарная
теория
музыки»,
оснащаются
фортепиано,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов
в сценических костюмах.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Фортепиано»
Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений
и навыков.
2.1. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при
игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения
аккомпанировать
исполнению
несложных
вокальных
или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;
7

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,
созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. ФГТ предметных областей, является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов
изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и
аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков анализа музыкального произведения с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур)
и т. п.;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
2.3. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
2.3.1. Специальность и чтение с листа:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
8

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
полифонического
мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2.3.2. Ансамбль:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального
репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной
литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том
числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века;
навыки
по решению
музыкально-исполнительских
задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы,
жанра и стиля музыкального произведения.
2.3.3. Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
знание
основного
концертмейстерского
репертуара
(вокального
и
инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в
качестве концертмейстера.
2.3.4. Хоровой класс:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
9

хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
2.3.5. Сольфеджио: сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания
музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте,
запись по слуху и т.п.).
2.3.6. Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
2.3.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений;
навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным,
театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений,
жанров;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание
и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
10

2.3.8. Элементарная теория музыки:
знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

11

122,5
477

ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс4)

ПО.01.УП.04 Хоровой класс4)

ПО.02.

1135

330

ПО.01.УП.02 Ансамбль

Теория и история музыки

1777

ПО.01.

Специальность и чтение с
ПО.01.УП.01
листа3)

20652246
2065

3999,54426,51)
3999,5

477

131,5

73,5

198

1185

1588

4

Трудоемкость в
часах

3

2706,5

Обязательная часть

Структура и объем ОП

2

Наименование частей,
предметных областей, разделов
и учебных предметов
Трудоемкость в
часах

Музыкальное
исполнительство

1

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Групповые
занятия
6

7

345,5
658

132

1118,5

1934,5

(по
полугодиям)2)

8

9

1,3,5,7, 2,4,6,
592 9,11,
8,10,
13,15 12,14
8,10,
14
13,14,
49
15
12,14,
16

1934,5-2180,5

5

Мелкогруппов
ые занятия
Индивидуальн
ые занятия

1

2

32

10

Распределение по годам обучения

Срок обучения – 8 лет

2-й класс

3-й класс
12

13

4-й класс

14

15

16

33

33

33

33

33

1

2

1

2

1,5

1

2

1,5

1

2,5

1,5

1

2,5

12

1,5

1

1

2,5

Недельная нагрузка в часах

33

Количество недель аудиторных занятий

11

5-й класс

Промежуточн
ая аттестация

Зачеты,
контрольные
уроки

Аудиторные
занятия
(в часах)
Экзамены

Максим
Самосто
альная
ятельная
учебная
работа
нагрузка
1-й класс

по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано»

6-й класс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

7-й класс

III.

1,5

1/0

2,5

33

17

8-й класс

49
165

2065

132

132

2147,5

-

147
346,5

3841,5

329
48
49
264

4187

158

ПО.02.УП.02 Слушание музыки
Музыкальная литература
ПО.02.УП.03
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по двум предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.
Сольфеджио9)
В.02.
Хоровой класс9)
Сольное пение4)/
В.03.
Музицирование 6)
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)
Специальность
К.03.01.
Сольфеджио
К.03.02.
Музыкальная литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль/Концертмейст
К.03.04.
ерский класс
Сводный хор
К.03.05.

263

641,5

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

60

49

5,5

1

1,5

6

0,5

7

1

0,5

7,5

1

1,5

8

1

8,5

1

8,5

1
9

0,5

20

8,5

1

1,5

4

6

8

8

8

8

8

2

2

13

8

2

2

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4
4

11 11,5 11,5 15 16,5 18,5 22

6

0,5
0,5

7,5

1

1,5

15 16,5 16,5

7

1

1,5

2

9

5,5

1

1,5

10 10,5 11,5

5

1

1

6

33

6,8,10,
12

9

14

12

2

62

132

29

2,4,6,8,
10,14,15
6
9,11,
13,15

10

20

158

2006,5

1973,5

197
48

1776,5

1776,5

181,5

98

378,5

8

4

8
4

26

9,5/
8,5

0,5

18/
15,5

8/7

1,5

1,5

4)

3)

2)

1)

Аттестация

8

0,5

2
1
0,5

7

1

Годовой объем в неделях
1

1

1

1

1

14

В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и
количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающимся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от
объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по
учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части, поскольку ряд
учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу (например «Ритмика»). При формировании образовательным
учреждением вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся.
Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать
«и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й).
Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения
в течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется
оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по
учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.
По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты по
чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее
80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебным предметам «Концертмейстерский класс»,
«Ансамбль» и «Сольное пение» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального
искусства.

ПА.04.01.

Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8)

А.04.00.

1

2

-

Примечание к учебному плану

В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной образовательным учреждением
той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых
учебных предметов в той или иной форме занятий.
Музицирование предлагает транспонирование, подбор по слуху, занятия аккомпанементом, игру на другом музыкальном инструменте.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторная нагрузка – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с
целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Увеличение времени на предметы сольфеджио и хоровой класс до 1,5 часов в неделю не влечет за собой увеличение времени на подготовку домашних
заданий, которое уже предусмотрено в основной части учебного плана, поэтому в данной графе часы не предусматриваются.

15

1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства.
Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор
из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
3.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального
искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений
обучающегося с преподавателем.
4.
Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве
иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора
работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
5.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего
образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль»
– 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание
музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

9)

8)

7)

6)

5)

Классы

1
2
3
4
5
6
7
8

21 – 27

14 – 20

30.09 – 6.10

7 – 13

23 – 29

16– 22

Обозначения

25 – 1

2–8

18 – 24

11 – 17

4 – 10

Аудиторные
занятия

28.10 – 3.11

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

=
=
=

01.04 – 6.04
7 – 13

17 – 23

10 – 16

24.02 – 2.03
3–9

10 – 16

27.01 – 2.02
3–9

20 – 26

13 – 19

23 – 29

16 – 22

9 – 15

9 – 15

1–8

Май

р
р
р
р
р
р
р
р

э

=

=

21 – 27

р

=

=

24 – 31

=
=
=
=
=
=
=
=

5 – 11

Промежуточная
аттестация

=

=

17 – 23

=

28.04. – 4.05

Резерв учебного
времени

=
=

6 – 12

=

30.12 – 5.01
=

14 – 20

Апрель

12 – 18

Март

19 – 25

Февраль

26 – 31
III

э
э
э
э
э
э
э

1–8
=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

23 – 29
=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

30.06 – 6.07

III

Итоговая
аттестация

III

=
=
=
=
=
=
=

Июнь

9 – 15

Январь

16 – 22

Декабрь

Июль

=

=

=

=

=

=

=

7 – 13

Ноябрь

=

=

=

=

=

=

=

14– 20

Октябрь

21 – 27
=

=

=

=

=

=

=

28.07 – 3.08
=

=

=

=

=

=

=

4 – 10
=

=

=

=

=

=

=

Август

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

32
33
33
33
33
33
33
33
263

1
1
1
1
1
1
1
7

=

Каникулы

=

=

=

=

=

=

=

25 – 31
ИТОГО

11 – 17

Сентябрь

18 – 24

1. График учебного процесса

Аудиторные занятия

Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

1
1
1
1
1
1
1
1
8

2
2

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

Срок обучения – 8 лет

16

18
17
17
17
17
17
17
4
124

Каникулы

IV. График образовательного процесса

52
52
52
52
52
52
52
40
404

Всего

V. Программа «Фортепиано» устанавливает планируемые результаты освоения
следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом: (перечислить предметы
учебного плана).
Специальность и чтение с листа
Ансамбль
Концертмейстерский класс
Хоровой класс
Сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
Сольное пение/Музицирование
VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Фортепиано»
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве
средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы,
устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания,
технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и
устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу
с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
17

Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Теория и история музыки
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:
чистота интонации;
ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
18

Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:
не достаточно чистая интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
не достаточная выразительность исполнения;
слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
ритмическая неточность;
отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
не выразительное исполнение;
не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
19

не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений
и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной
теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки,
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства
музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской
деятельности
С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ОУ
создаются учебные творческие коллективы (ансамбли, хоры, вокальные группы). Деятельность
коллективов регулируется локальными актами ОУ и осуществляется в рамках как учебного, так
и внеучебного времени.
Основными задачами творческой и культурно-просветительской деятельности ОУ
являются:
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, в том числе воспитание
подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, путем приобщения к
ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам
народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и
развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
20

Методическая программа
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять
творческую и методическую работу.
Преподаватель должен уметь: разрабатывать учебные программы по преподаваемым им
предметам в рамках образовательной программы в области соответствующей области
искусств, а также их учебно-методическое обеспечение; использовать в образовательном
процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного
образования в области искусств, а также современном уровне его развития.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность
работников образовательного учреждения к реализации ФГТ:
• обеспечение оптимального вхождения педагогических работников в систему ценностей
современного образования;
• принятие идеологии ФГТ дополнительного образования;
• освоение новой системы требований к структуре дополнительной предпрофессиональной
образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также
системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
• овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГТ.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГТ основного
общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей
сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГТ.
Организация методической работы
Мероприятия:
1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГТ.
2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной
позиции с целями и задачами ФГТ.
3. Заседания методических объединений преподавателей, концертмейстеров по проблемам
введения ФГТ.
4. Конференции участников образовательного процесса и социальных партнёров ОУ по
итогам разработки образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации
и введения ФГТ.
5. Участие преподавателей в разработке разделов и компонентов образовательной программы
образовательного учреждения.
6. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях
внедрения ФГТ.
7. Участие преподавателей в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских
площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным
направлениям введения и реализации ФГТ.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в
разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического совета, решения
педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».