Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Верхнесергинская детская школа искусств» УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО Верхнесергинская ДШИ ______________ Н.Г. Клепалова Приказ № 35-од от 19.06.2024 г. программа культурнопросветительской деятельности рассмотрена на педагогическом совете МАУДО Верхнесергинская ДШИ протокол № 6 от 19.06.2024 ПРОГРАММА КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Верхнесергинская детская школа искусств» на период 2024-2029 гг. Верхние Серги 2024 Содержание стр. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………..……………………………………… 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………..7 Перечень нормативных правовых документов………………………………7 Перечень аналитических материалов………………………………………. 8 Литература…………………………………………………………… ……… 8 Общие сведения об учреждении……………………………………………. 9 Материально-техническая база и ресурсы школы………………… ………10 1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2017-2023 гг. ……………………………………….11 Проекты, реализованные в 2023-2024 году …………………........................ 12 Массовые мероприятия в 2023-2024 году …………………………………… 13 Достижения учащихся в конкурсных мероприятиях ………………………. 14 Социальные партнеры…………………………………………………………15 Обзор результатов социологического мониторинга………………………... 16 Выводы…………………………………………………………….…. ………. 17 Проблемно-ориентированный анализ……………………………………….. 17 2. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2014-2029 ГОДЫ …………………………………… 18 Структура программы……………………..……………………..………….. 19 Цель…………………………………………………………………... …….. 19 Задачи………………………………………………………………… …….. 19 Основные направления ……………………………………………... …….. 19 Общая характеристика программного содержания ………………. …….. 20 Предложения по «измерению» результатов социокультурной деятельности школы……….………………………………………………….... …………….. 22 Предложения по индикаторам для мониторинга………………….. …….. 22 Ожидаемые результаты реализации Программы …………………. …….. 23 Риски …………………………………………………………………. …….. 23 Контроль за ходом исполнения Программы ………………………. …….. 24 2 3. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ... 24 4. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» …... 26 5. ПОДПРОГРАММА «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» ………………...….. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….…………..………………………………………….. 28 3 Наименование программы Нормативная правовая основа Программы Разработчик программы Исполнитель программы Цель программы Задачи программы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Программа культурно- просветительской деятельности МАУДО Верхнесергинская ДШИ на 2024-2029 гг. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ 3. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р) 4.Основы государственной культурной политики (утверждены Президентом РФ 24.12.2014г № 808) 5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.06.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования") 6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р ) 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р) 8. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 № 309 9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 года. Регистрационный № 30408. 10. Устав МАУДО Верхнесергинская ДШИ 11. Локальные акты МАУДО Верхнесергинская ДШИ. Администрация и педагогический коллектив МАУДО Верхнесергинская ДШИ Участники образовательных отношений МАУДО Верхнесергинская ДШИ Развитие школы искусств как социокультурного центра поселка Верхние Серги, просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которого происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъём культурного уровня личности, а также повышения спроса на услуги организации качественного досуга и творческого развития жителей Нижнесергинского района. - Формирование и развитие у обучающихся комплекса исполнительских навыков публичных выступлений. - Создание условий для концертных выступлений обучающихся. - Организация культурно-просветительских мероприятий: -- различного уровня, -- для различными целевых аудиторий, -- в разнообразных формах. 4 Сроки реализации программы Период и этапы реализации Программы Подготовительный период 2024-2026 гг. Основной период 2026-2027 учебный год - Организация посещения обучающимися учреждений и организаций сферы культуры и искусства Свердловской области и приглашение таких организация в Верхние Серги. - Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими музыкальными школами и школами искусств, в том числе по различным видам искусств. - Создание учебных творческих коллективов. - Повышение качества педагогической и методической работы через регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне района, области. - Укрепление сотрудничества и взаимодействия с социальными партнерами. - Пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства и их приобщение к духовным ценностям. 2024-2029 гг. 1) 2024-2025 учебный год Этап анализа текущего состояния жизнедеятельности коллектива, корректировки перспективных целей и стратегических траекторий их достижения: - уточнение приоритетных задач и ключевых дел по годам реализации Программы; - мониторинг и оценка процесса апробации новых культурных и творческих проектов; - разработка концепции обновления и совершенствования культурно-просветительской работы в русле задач повышения качества реализуемых проектов; - анализ эффективности организационноуправленческого механизма, технологических, организационных и операционных связей и систем с определением потребностей и возможностей нововведений, приводящих к успешным результатам жизнедеятельности коллектива. 2) 2025-2026 учебный год Этап проведения комплексных мероприятий и событий: Мюзиклы по теме Всероссийского фестиваля «Январские вечера» декабрь 2024; декабрь 2025; Комплексное мероприятие «Искусство -кино!» по теме кино 2025 год; Совместный художественно-патриотический проект «Гамаюны», приуроченный к годовщине поселка Верхние Серги – 2025 год. Разработка и реализация перспективных планов культурнопросветительской деятельности на основе стратегических направлений и содержательных модулей Программы, с внесением необходимых корректив, адекватных изменяющейся обстановке и социального заказа. Определение наиболее значимых критериев успешности культурно-просветительской деятельности. Проведение анализа данных промежуточных мониторингов уровня 5 2027-2028 учебный год Заключительный период 2028-2029 учебный год Ожидаемые результаты Объёмы и источники финансирования Ответственные за реализацию Программы Управление Программой Юридический адрес школы ФИО директора школы удовлетворённости всех участников деятельности, востребованности Школы, ожиданий населения, выявляемых посредствами маркетинговых исследований. Определение перспективных направлений деятельности Школы на период до 2034 года. 1. Рост разнообразия и качества культурно-просветительских программ в соответствии с запросами и потребностями детей и их родителей (социальным заказом) на основе модернизации программного поля, усиление в содержании деятельности школы роли воспитательной функции. Расширение условий и возможностей для самоопределения и позитивной самореализации одарённых детей и молодёжи в социокультурной деятельности. 2. Внедрение новой модели организационно-управленческой поддержки качества образования как сущностной характеристики деятельности Школы. 3. Рост личностных и профессиональных достижений обучающихся, педагогов, администрации. 4. Повышение рейтинга МАУДО Верхнесергинская ДШИ: - как организации нового типа, предоставляющей высокое качество образования на основе сочетания мощного потенциала российской школы художественного образования с современными подходами и технологиями ведения культурнопросветительской деятельности; - как социокультурного центра поселка Верхние Серги, активно содействующего расширению эстетического кругозора различных групп населения, их включению в инициативную деятельность по формированию отношений добрососедства и общественного мира, облагораживанию общественных пространств, укреплению культурной среды поселка. Текущее бюджетное финансирование. Привлечённые дополнительные средства за счёт оказания платных образовательных услуг. Администрация, Совет школы, Педагогический совет МАУДО Верхнесергинская ДШИ Текущее управление Программой осуществляется администрацией школы. Корректировки Программы проводятся педагогическим советом Школы. 623070 Россия Свердловская область Нижнесергинский район п. Верхние Серги ул. Володарского д.2 Клепалова Наталья Геннадьевна 6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Детские школы искусств являются важными субъектами образовательного и культурного пространства России, основой уникальной отечественной системы непрерывного образования в области искусства, участвующей в решении глобальной задачи развития человеческого капитала страны, укрепления культурной среды, подготовки людей с активным творческим потенциалом, готовых к созидательному труду во всех областях жизнедеятельности современного общества. Сохранение и развитие сети детских школ искусств поставлено в ряд первоочередных задач федеральных, региональных и муниципальных органов власти. На современном этапе развития общества так важно уделять внимание развитию и воспитанию именно нравственности и духовности, как приоритетных качеств личности. Это особенно важно и актуально в сельской местности, так как учреждений культуры практически нет. У жителей поселка нет возможности посетить театр, выставку или филармонию. Потому детская школа искусств, как никакое другое учреждение, является центром культурной жизни поселка. МАУДО Верхнесергинская ДШИ - социально востребованное, стабильно функционирующее учреждение, которое более 35 лет успешно реализует программы художественного образования и эстетического развития детей. Здесь осуществляются конкурсные мероприятия, концерты и выставки, обучающие семинары, ведётся активная культурно-просветительская работа среди жителей Нижнесергинского района. В 2013 году ДШИ получила бессрочную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. В 2017 году Органом государственного контроля (надзора) Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в школе была проведена плановая выездная проверка. Проверка не выявила существенных нарушений и подтвердила соответствие деятельности школы лицензионным требованиям. Разработка Программы обусловлена необходимостью определения стратегии культурно-просветительской деятельности в условиях повсеместного внедрения информационно-коммуникативных технологий, изменяющейся образовательной, культурной, социальной политики государства, реализации общеобразовательных предпрофессиональных программ, включающих работу по организации творческой и культурно-просветительной деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др. Программа разработана на основе действующих государственных нормативных правовых документов, регулирующих отношения в области государственной культурной политики, образования и воспитания детей, деятельности учреждений образования сферы культуры и искусства. Она выстраивается с опорой на традиционные и современные парадигмы образования, воспитания и социализации юношества, теорию и практику социокультурного проектирования, социологического мониторинга, социального управления. Перечень нормативных правовых документов 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ 3. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р) 4.Основы государственной культурной политики (утверждены Президентом РФ 24.12.2014г № 808) 5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» 7 (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.06.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования") 6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р ) 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р) 8. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 № 309 9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 года. Регистрационный № 30408. 10. Устав МАУДО Верхнесергинская ДШИ 11. Локальные акты МАУДО Верхнесергинская ДШИ. Для формулировки ряда положений Программы использованы результаты опросов детей и родителей, преподавателей и концертмейстеров, административного и учебновспомогательного персонала, данные отчётов об итогах работы Верхнесергинской ДШИ за период 2019-2023 годов, материалы научно-методических сборников и монографий. Перечень аналитических материалов и других источников, используемых для анализа культурно-просветительской деятельности Верхнесергинской ДШИ и разработки Программы культурнопросветительской деятельности Верхнесергинской ДШИ на период 2024-2029 гг. 1. Отчет самообследования по итогам работы Верхнесергинская ДШИ по состоянию на 01.04.2023 года 2. Отчет самообследования по итогам работы Верхнесергинская ДШИ по состоянию на 01.04.2024 года 3. Результаты социологических опросов выпускников ДШИ 4. Результаты анкетного опроса детей - участников культурнопросветительских мероприятий в 2023 году. 5. Результаты анкетного опроса населения (зрителей культурнопросветительских мероприятий) (2022, 2023г.) 6. Результаты опроса участников Открытого межрайонного конкурса малых вокальных ансамблей «Серебряные голоса» (2020, 2022 гг.) 7. Результаты опроса участников Открытого межрайонного конкурса академического пения «Серебряные голоса» (2020, 2022, 2024 гг.) 8. Результаты опроса участников Открытого районного конкурса художественного творчества «Волшебная палитра» (2020, 2021, 2022, 2023, 2024 гг.) 9. Результаты опроса участников и зрителей совместного проекта «Вечер с саксофоном» (2022 г.) Литература 1. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2-х частях: монография: сб. материалов для детских школ искусств. – М: Минкультуры России, 2012. – Ч.1. – 118 с. 2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. / Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А.Зимней.- М.: Вентана-Графф, 2002; 3. Дорошенко С.И. // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. – 2014. – № 2. 8 4. Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога», 2017 5. Курмеева Н.К. Внеуадиторные формы музыкально–эстетического образования: к истории вопроса // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 7. 6. Луков В.А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания: науч. монография.-М.: Флинта: Наука, 2007. 7. Материалы II Уральской межрегиональной научно-практической конференции, 2017 8. Материалы Всероссийского форума «Педагоги России», 2017 9. Морозова С.А. Анализ передового педагогического опыта организации культурно-просветительской деятельности в современной школе // Наука и школа. – 2016. – № 1. 10. Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры. Дисс... канд. культурологии. – Краснодар, 2010 11. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 12. Синецкая Т.М. Концерт как отражение художественных интересов населения города (социологический аспект) // Город и культура: коллективная монография. – Челябинск: ЧГИИК, 1993 Основные методологические идеи и принципы построения программы, приоритетные направления и проектные линии предстоящей деятельности ДШИ на период 2024-2029 годов рассматривались на заседании педагогического совета школы 19 июня 2024 года (протокол № 6). Содержание программы включает аналитический раздел, представляющий ретроспективную панораму основных итогов реализации культурнопросветительской деятельности ДШИ 2017-2023 годов и описание проблемного поля; цель и задачи Программы на предстоящий период 2024-2029 годов, выделение приоритетных направлений, определение ожидаемых конечных результатов; перечень основных мероприятий, направленных на реализацию программных задач. Программа культурно-просветительской деятельности школы - это документ, представляющий локальную нормативную модель совместной деятельности преподавателей и административно-управленческого персонала, заинтересованной общественности, обучающихся детей и их родителей, в результате которой должны произойти изменения и обновления отдельных участков жизнедеятельности школы, обеспечивающие достижение максимально полезного результата в выполнении ее уставных функций. Программа является планово-координационным документом, предопределяющим стратегию осуществления основных нововведений в сфере культурно-просветительской деятельности МАУДО Верхнесергинская ДШИ с учётом его финансовых возможностей и кадрового потенциала. На основе программы разрабатывается Перспективный план работы ДШИ на каждый учебный год указанного периода действия Программы. Общие сведения об учреждении Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Верхнесергинская детская школа искусств» - сокращенное название – МАУДО Верхнесергинская ДШИ. Юридический адрес: 623070, Россия, Свердловская область, Нижнесергинский район, р.п. Верхние Серги, ул. Володарского, 2 Фактический адрес: 623070, Россия, Свердловская область, Нижнесергинский район, р.п. Верхние Серги, ул. Володарского, 2 9 Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный номер лицензии: № Л035-01277-66/00275931, серия 66ЛО1 № 0003545, 15 октября 2012 года. Срок действия – бессрочно. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Верхнесергинская детская школа искусств" создано 17 декабря 1982 года для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, направленной на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Учреждение имело наименования: - Верхнесергинская вечерняя музыкальная школа (основание: Решение Верхнесергинского поселкового совета народных депутатов от 17.12.1982 № 130); - Детская школа искусств поселка Верхние Серги (основание: приказ по Отделу культуры администрации Нижнесергинского района от 31.05.1994 № 18); - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» п. Верхние Серги (основание: Постановление Главы Нижнесергинского муниципального образования от 30.11.2000 №765); - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние Серги (основание: приказ Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 27.01.2006 № 7:); - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние Серги (основание: приказ Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 28.11.2011 № 201); - Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п. Верхние Серги (основание: приказ Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 06.06.2012 № 92). Наименование с 2012 года - Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" р.п. Верхние Серги. C 1 января 2015 года - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Верхнесергинская детская школа искусств". Материально-техническая база и ресурсы школы МАУДО Верхнесергинская ДШИ располагается в отдельном здании, площадью 359,9 кв.м., в центре поселка Верхние Серги. В Школе имеется: - 5 специально оборудованных учебных кабинетов для занятий (1 хореографический, 2 теоретических, 1 хоровой, 1 художественный). - зал рекреации; Кабинеты для уроков сольфеджио, музыкальной литературы, занятий хором, слушания музыки, а также для индивидуальных занятий оформлены в соответствии со спецификой учебных предметов. Для проведения занятий используются: мультимедийные проекторы, видео и аудио - проигрывающая аппаратура. Фонд библиотеки Школы состоит из нотной, музыкальной, методической литературы, аудиокассет, компакт-дисков, видеокассет. Учащиеся обеспечены учебной литературой по сольфеджио, музыкальной литературе и другим учебным предметам. Книжный фонд библиотеки Школы составляет 1878 экземпляров и включает учебники по музыкальной литературе, теории музыки, сольфеджио, нотную, справочную литературу. На балансе Школы находятся: 10 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Оборудование Баян Аккордеон Электропианино Пианино Синтезатор Комплект детских шумовых и ударных инструментов Музыкальный центр Телевизор Компьютер Микрофон вокальный Усилительно-акустическое устройство Видеопроектор Микшерский пульт Принтер-сканер Мультимедийная доска Единицы 2 2 2 7 3 1 3 3 3 6 1 3 1 3 1 В школе имеется проводной интернет, но доступ учащихся к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, к электронным образовательным ресурсам происходит в недостаточном объеме, так как материальнотехническая база в сфере обеспечения школы информационно - компьютерным и телекоммуникационным оборудованием требует дальнейшего роста модернизации и укрепление материально-технической и фондовой базы учреждения. Функционирует официальный сайт школы и официальная страничка с социальной сети «ВКонтакте». 1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2017-2023 ГГ. Культурно-просветительская деятельность школы искусств - важное звено образовательного процесса ДШИ, включающее в себя широкий круг направлений, видов и форм внеурочной работы, направленной на расширение культурного кругозора и художественно-эстетическое развитие детей и подростков, различных групп населения округа. Аналитическую основу для разработки программы культурно-просветительской деятельности школы составляют данные о результатах культурно-просветительской деятельности ДШИ в 2017-2023 годах, фиксируемые в ежегодных отчётах о самообследовании учреждения, материалы регулярно проводимого социологического мониторинга культурно-образовательного процесса. Контингент обучающихся в 2017 году составлял 125 человек. Контингент обучающихся на 01.09.2024 – 148 учащихся. Доля обучающихся среднего и старшего школьного возраста – 65 чел. /44%. Сохранность контингента обучающихся (от первоначального комплектования -148) – 146 чел. / 98,6%. Мониторинг сохранности контингента обучающихся показал, что контингент в течение года в стабилен. Движение детей происходит в основном по объективным причинам в младших и средних классах (в редких случаях отчисление за неуспеваемость и систематические пропуски занятий, переход с одной специализации на другую в связи сложностью усвоения образовательной программы, смена места жительства, по состоянию здоровья, другие семейные причины и т.д.). Пристальное внимание преподавателей направлено на сохранение контингента школы. Целенаправленно и систематически в работе используются различные формы: 11 - родительские собрания (в повестку включаются вопросы важности получения художественного образования, организации домашних занятий и т.д.) - родительские собрания с концертами учащихся; - открытые уроки для родителей; - открытые академические концерты; - всесторонняя информация о работе ДШИ на сайте и через социальные сети (ВК). Качество подготовки обучающихся – 97,2 % (обучающихся на «5» и «4») Проекты, реализованные в 2023-2024 году Название проекта Филармония «Музыкальное путешествие по Латинской Америке» Отчетные концерты отделений, школы Филармония «Весна идет, весне дорогу» Всероссийский фестиваль «Январские вечера» Руководители администрация преподаватели школы администрация преподаватели школы Уровень проекта, социальные партнеры Областной, Свердловская филармония Внутришкольный, поселковый Областной, Свердловская филармония Поселковый Описание проектов Проект «Филармония». Данный проект образовался из сотрудничества ДШИ и Свердловской государственной академической филармонии. Он возник благодаря желанию администрации школы заинтересовать обучающихся творчеством, искусством, показать возможности реализации обучения в ДШИ, расширить кругозор маленьких детей, постараться пробудить в них желание научиться активно музицировать, стать учащимися ДШИ. Участники проекта: - обучающиеся ДШИ (п. Верхние Серги, г. Нижние Серги); - преподаватели ДШИ. Проект – Отчетные концерты отделений. Общешкольный проект, в котором преподаватели школы в разных формах (тематический концерт, концерт – сказка, концерт – событие, календарные праздники и т.д.) проводят отчет творческих достижений обучающихся и преподавателей отделений. Цели и задачи проекта: - повышение профессионального мастерства обучающихся и преподавателей; - придание деятельности школы открытого характера (мероприятия сопровождались афишами, анонсами, помещением информации на сайте школы); - укрепление отношений между всеми субъектами образовательного процесса; - поиск новых форм концертной деятельности обучающихся. Участники проекта: - обучающиеся и преподаватели школы, - жители поселка, - родители обучающихся. Проект Всероссийский фестиваль «Январские вечера». Это реализация нескольких мероприятий на заданную тему. В том числе постановка музыкального спектакля, конкурс художественных работ. Основная цель проекта – знакомство с определенной сказкой посредством синтеза искусств (музыка, хореография, театр, изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество (декорации, бутофория, реквизит). Цели и задачи проекта: - приобщение населения к музыкальному искусству и помощь в освоении музыкального 12 языка композиторов; - участие в подобном проекте помогает в воспитании личностных качеств обучающихся, таких как целеустремленность, собранность, ответственность и др.; - вовлечение обучающихся в культурно-просветительскую деятельность деятельность; Участники проекта: обучающиеся ДШИ и общеобразовательных школ; преподаватели ДШИ, учителя общеобразовательных школ; работники КДЦ; население поселка (учителя, воспитатели и др.). Количество/доля обучающихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции и т.д.) в 2023-2024 гг.: на муниципальном уровне – 146 чел. / 100%; на зональном уровне – 65 чел. / 44%; на региональном уровне – 29 чел. /21,6 /%; на федеральном, международном уровне – 3 чел. /2,8 /%. Массовые мероприятия в 2023-2024 году Обучающиеся муниципальный уровень № Дата 1 2 01.09.2023 04.10.2023 3 1617.11.2023, 26.12.2023 4 07.12.2023 5 26.11.2023 6 28.11.2023 7 05.04.2024 8 13.04.2024 9 13.04.2024 10 26.04.2024 11 01.05.2024 зональный, региональный, федеральный, международный уровень День знаний в ДШИ Районное мероприятие, посвященное Дню учителя Этап XVIII Всероссийского фестиваля детского творчества «Январские вечера-2024 в Свердловской области Концерт Свердловской государственной академической Филармонии «Музыкальное путешествие по Латинской Америке» Праздничный концерт к Дню матери Всероссийский изобразительный диктант-2024 «Музыкальная весна» районная олимпиада по сольфеджио V Открытый районный конкурс художественного творчества «Волшебная палитра» Конкурс юных пианистов им. Нейгауза ХI Открытый межрайонный вокальный конкурс академического пения «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛОСА» Районный фестиваль ко Дню танца 13 12 03.05.2024 Академический концерт. Районный конкурс фортепианной музыки 13 05.05.2024 Пасхальный концерт 14 14.05.2024 отчетный академический концерт младших классов музыкального отделения 15 24.05.2024 Отчетный концерт МАУДО Верхнесергинская ДШИ 16 16.06.2024 День поселка. Мастер-классы по росписи спила, концерт 17 23.06.2024 Районное мероприятие к Дню Святой Троицы. Мастер-классы по росписи спила, концерт Концертно-просветительская деятельность школы ведется в течение года всеми творческими коллективами и большинством обучающихся для различных категорий населения поселка и района: обучающихся и родителей средних общеобразовательных школ, детских садов, культурно-досуговых учреждений, в организациях и учреждениях, для ветеранов и общественных организаций. Достижения учащихся в конкурсных мероприятиях № дата Название Уровень Участники лауреаты 1 Март 2023 Открытый межрайонный конкурс Муниципальный малых вокальных ансамблей «Серебряные голоса» Лауреат I степени 2 Март 2023 Открытый межрайонный конкурс Муниципальный малых вокальных ансамблей «Серебряные голоса» Лауреат II степени 3 Март 2023 Открытый межрайонный конкурс Муниципальный малых вокальных ансамблей «Серебряные голоса» Лауреат II степени 4 май 2023 Открытый районный академический концерт Муниципальный Лауреаты I,II 5 Май 2023 Открытый районный академический концерт Муниципальный Лауреаты II степени 6 март 2023 Международный конкурс инструментального и вокального искусства, посвященный творчеству С.В.Рахманинова Международный Лауреаты II 7 апрель 2023 XVI Открытый территориальный Территориальный фортепианный конкурс им.Г.Г.Нейгауза 14 Лауреаты I,II,III, Дипломанты 8 Апрель 2023 I Международный конкурса искусств "Арткластер" Международный Диплом 1 степени 9 май 2023 Всероссийский творческий конкурс «Надежда мира» Всероссийский Лауреаты I 10 Май 2023 Всероссийского конкурса патриотической песни «Моя Родина – Россия». Всероссийский Участие 11 Июнь 2023 Всероссийский вокальный конкурс "Голос России-2023" Всероссийский Лауреат IIIстепени Всероссийский Лауреат 1 степени 12 Ноябрь 2023 Всероссийский конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам - Доля обучающихся, занятых в образовательных, социальных программах и проектах: международных, федеральных – 0 чел./ 0%. региональных, муниципальных –68 чел. / 54,4%. - Доля обучающихся старшего школьного возраста, избравших профессию, связанную с профилем обучения в организации дополнительного образования детей – 0 чел. / 0%. - Доля обучающихся младшего и среднего школьного возраста, мотивированных на продолжение обучения по профилю организации дополнительного образования детей – 6 чел. / 4,8%. - Доля обучающихся, удовлетворенных качеством оказываемой образовательной услуги – 100%. - Доля родителей (лиц их заменяющих) удовлетворенных качеством оказываемой образовательной услуги – 100%. Разработаны анкеты для учащихся и родителей для выявления оценки качества, предоставляемой образовательной услуги. Проведен мониторинг, в котором приняли участие более 90% учащихся и родителей. В результате анализа анкет 100% опрашиваемых довольны предоставляемыми услугами учреждения. Активное формирование, расширение, отработка, шлифовка творческого потенциала каждого ребёнка ведётся через обширную конкурсную, выставочную, фестивальную, концертную деятельность в сочетании с регулярным ежегодным посещением театров и музеев. Динамика культурно - образовательного процесса обеспечивает освоение детьми новых учебных компетенций, способствует укреплению их мотивации к творчеству и формированию ценностных ориентиров личностного развития. Социальные партнеры Верхнесергинская ДШИ взаимодействует по широкому спектру направлений творческой и культурно-просветительской деятельности с коллегами Нижнесергинского, Артинского, Ачитского, Красноуфимского районов, Бисертского муниципального образования и города Ревда. Школа имеет прочные деловые контакты со Свердловской государственной академической Филармонией, Уральским государственным педагогическим университетом, с администрацией поселка Верхние Серги и Нижнесергинского муниципального района, Пожарной частью 2/8 Государственного казенного пожарнотехнического учреждения Свердловской области Отряда противопожарной службы Свердловской области № 2, муниципальным отделом МВД России «Нижнесергинский», 15 МАУК «Верхнесергинский краеведческий библиотека», МАУК «Верхнесергинский КДЦ». музей», МАУК «Верхнесергинская Обзор результатов социологического мониторинга Для анализа итогов культурно-просветительской деятельности в 2017 -2023 годах большую значимость имеют результаты социологических опросов выпускников ДШИ, которые проводились в 2018, 2022, 2023 годах. Целью опросов являлось получение информации о мнениях учащихся по различным аспектам культурно-просветительской деятельности, уровне их удовлетворённости ее организацией и достигнутыми результатами; прояснение того, как дети понимают и принимают базовые ценности жизнедеятельности общества. Результаты исследования позволяют более предметно представить качество культурно-просветительской деятельности ДШИ в аспекте результатов и социализации учащихся, их социокультурной идентичности и системы ценностных ориентиров. Опросы фиксируют высокий уровень удовлетворённости выпускников разных лет процессом этой работы и его результатами - полученными знаниями и навыками, личными успехами и достижениями (эту позицию отметили около 85 процентов респондентов). Значительная часть опрошенных (15 -20 процентов) намерена в дальнейшем получить профессиональное образование по избранному направлению. Желание продолжать заниматься искусством самостоятельно и развиваться дальше отмечается более чем у третьей части выпускников школы. Успехи и достижения обучающихся обусловлены высоким уровнем профессионализма и ответственности преподавательского состава, укреплением взаимодействия между отделениями в создании новых общих творческих проектов. Характер отношений «учитель-ученик» в значительной мере обеспечивают существование в школе психологически комфортной образовательной среды, пространства доброжелательности к детям, их позитивного эмоционального насыщения и оптимистического мировосприятия. По результатам социологических опросов выпускников ДШИ в 2018, 2022, 2023 годов около 83 процентов респондентов, отвечая на вопрос о том, что больше всего нравилось в школе, стабильно ставили на первое место позицию «Общение с преподавателями». Дети видят в них людей благородных, душевных, заботливых, тактичных, показывающих пример достойного отношения к другим людям, труду, к жизни, к окружающему миру. В формулировках пожеланий и предложений, написанных выпускниками в адрес преподавателей и руководства школы, отражается восторг и полная удовлетворённость детей деятельностью педагогов, высказывается большая благодарность преподавателям за все их старания и усилия, за большой вклад в воспитание и обучение учеников. Имеются весомые основания выделить следующие значимые результаты социального и личностного развития выпускников ДШИ: - освоение и принятие ценностей культуры, формирование культурно-эстетических потребностей, художественного вкуса; - понимание принципиальной значимости осознания себя как субъекта собственной судьбы, способного строить отношения с окружающими людьми на основе норм нравственности, честности и порядочности, уважения человеческого достоинства; -углубление представлений и осознание важности наличия у каждого человека чёткой гражданско-патриотической позиции, бережного отношения к истории и культуре России и российского народа; - опыт общения и установления дружеских отношений со сверстниками, личностного и творческого самопроявления; 16 - приобретение идентичности - «Я-хореограф», «Я-музыкант», «Я-художник», которая обусловливает способность к социокультурной самоидентификации как подвижника русской и субъекта мировой культуры. Эти утверждения иллюстрируются и конкретизируются в текстах советов и пожеланий выпускников будущим первоклассникам ДШИ, которые они сформулировали, окинув мысленным взором многолетний процесс своего обучения, творчества, досуга, общения в стенах ДШИ. Осознание выпускниками ДШИ основных социальных проблем, наличие у них собственной позиции, умения трудиться, стремления к достижению высоких образовательных и творческих результатов, способность к общению, сотрудничеству, творческому взаимодействию – все это создаёт фундамент для их дальнейшего взросления по траектории успешности в современном прагматическом мире. Результаты массового опроса преподавателей, выпускников школы и родительского актива, проведённого в 2022 году, позволили получить и представить качественные характеристики различных элементов, внеурочной воспитательной и социальнотворческой работы ДШИ. На данный момент у руководства и преподавательского состава школы есть ясные представления об образовательных интересах детей и родителей, мотивах поступления в данную школу, об уровне удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов ходом и результатами обучения. Выводы Таким образом, всесторонний анализ культурно-просветительской деятельности Верхнесергинской детской школы искусств показывает следующее: 1.Созданное культурно-образовательное пространство школы и гуманистически организованная педагогическая среда высоко оценивается всеми субъектами образовательного процесса. Подавляющее большинство учащихся и их родителей полностью удовлетворены работой Школы по развитию способностей детей, достигаемыми ими успехами в освоении художественно-практических навыков, возможностями их творческого самопроявления. Большинство детей активно используют получаемые знания и умения при проведении многих культурно- просветительских мероприятий, значимых социально - творческих акций и проектов. Преподаватели ДШИ также выражают большую удовлетворённость своей работой с детьми и ее результатами, наличием сложившихся в коллективе отношений взаимоуважения и доброжелательной атмосферы, хорошей организацией педагогического процесса, возможностью творческой самореализации. 2. Деятельность ДШИ по реализации культурно-просветительской деятельности полностью соответствует приоритетным направлениям государственной образовательной и культурной политики. 3. Образовательные результаты, уровень мировоззренческой и психологической зрелости выпускников, обучающихся по образовательным программам, рассчитанным на 5-8-летний срок обучения, соответствуют заявленным модели выпускника, миссии и целям деятельности школы. 5. Школа, вовлекая в орбиту своей деятельности большую массу жителей поселка, оказывает существенное влияние на качество жизни многих детей и взрослых, на позитивные изменения культурной среды, что подтверждает ее высокую статусную позицию как центра и ведущего субъекта социокультурного пространства поселка и района. Проблемно-ориентированный анализ При проведении процедур промежуточной комплексной оценки состояния и функционирования культурно-просветительской деятельности ДШИ за период 2017-2023 гг. были выделены «слабые места», сформированы «поле проблем» и «банк» предложений 17 по направлениям и формам оптимизации программно-методического обеспечения и организационно- управленческого механизма. Отдельные проблемные зоны и барьеры, выявленные при анализе результатов социологического мониторинга выполнения основных направлений и мероприятий 20172023 гг. А). Недостаточная продуктивность работы отделений и методической службы по разработке и апробации новых программ, внедрении современных методик индивидуальноличностного развития, интегральной проектной практики и формирования междисциплинарного знания и умений, применению форм совместной поисковой или проектной деятельности, игровых и тренинговых технологий. Эти аспекты программно-методического сопровождения пока слабо изучаются, разрабатываются, обобщаются и вводятся в практику; преподаватели не получили достаточных сведений об особенностях и алгоритмах применения указанных новаций, об имеющемся опыте работы. Незрелость таких элементов организационной культуры как качество работы с документами, подготовки плановых и отчётных материалов, уровень исполнительской дисциплины отдельных работников. В). Барьеры для ведения культурно-просветительской деятельности возникают в связи с нехваткой помещений, обеспечения классами и инструментами, устареванием оборудования и технического оснащения. Структурирование предложений преподавателей и специалистов школы участников мониторинговых процедур по разделу «Организация и управление». А). Виды деятельности, которые надо готовить как перспективные направления и дела: - совершенствование содержания просветительских программ, методов и технологий их организации, разработка новых направлений, подготовка методических материалов по современным технологиям деятельности; - расширение деятельности на внебюджетной основе. Б). Аспекты, которые надо исправлять, улучшать: - развитие проектной культуры преподавателей и сотрудников, повышение уровня проектировочных навыков в разработке культурно-образовательных проектов; - проектная линия кадровой политики «Молодое поколение преподавателей преемственность и развитие традиций»; - укрепление корпоративной культуры организации – поддержка имиджевого самосознания работников Школы. Эти предложения обусловливают постановку задач локального обновления и преобразования содержательных модулей отдельных направлений Программы культурнопросветительской деятельности на 2024-2029 годы. 2. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024-2029 ГОДЫ. Важные стратегические ориентиры деятельности институтов образования сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на заседании Совета по культуре: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Цель – результат культурно-просветительской деятельности на 2024-2029 годы Верхнесергинской школы искусств представляется в образе выпускника, который «присвоил» главные ценности: Жизнь, Добро, Труд, Образование, Культура, Дружба, Родина, Мир, Семья; сформировался как культурно-развитая личность человека, осознающего ответственность за свой выбор и результаты своих действий и поступков, 18 готового и способного к созидательной деятельности в различных сферах общественной жизнедеятельности. Содержание программы культурно-просветительской деятельности ДШИ выстраивается согласно логической цепочки «от гармонично развитой личности - к качеству культурной среды общества- к культурному возвеличиванию России». Эта цепочка в полной мере соотносится со всеми участниками образовательного процесса и касается многих отдельных блоков жизнедеятельности школы. Эти позиции являются методологическими векторами для разработки содержательных программно-методических модулей социокультурной деятельности школы, которая ведётся в соответствии с уставными задачами учреждения по созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, их позитивной социализации и профессионального самоопределения. Ориентация на целевые установки Основ государственной культурной политики, Стратегии воспитания, Концепции развития дополнительного образования в РФ, ФГТ, проблемный анализ состояния жизнедеятельности школы на текущий момент делает Программу культурно-просветительской деятельности Верхнесергинской школы искусств на 2024-2029 годы актуальной, поскольку она определяет состав и структуру действий по обеспечению условий освоения культуры как базовой ценности человечества, личностного роста и познавательно – развивающей успешности обучающихся. Структура программы Цель Программы: создание гуманистически организованного культурно-образовательного пространства, обеспечивающего условия гармоничного личностного развития каждого обучающегося в соответствии с социальным и государственным заказом, формирование современного типа человека культуры, способного к созидательному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. Задачи Программы: - Усиление воспитательных аспектов культурно-образовательной деятельности, выстраивание воспитательной системы Школы; - Расширение спектра культурно-просветительских мероприятий, реализуемых Верхнесергинской ДШИ, направлений и форм участия ДШИ в культурно-эстетическом развитии социальной среды, укреплении культурной среды поселка Верхние Серги и Нижнесергинского муниципального района; - Пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства и их приобщение к духовным ценностям; - Оптимизация научно-методической работы как системы методического сопровождения культурно-образовательного процесса, наращивания педагогического потенциала преподавательского корпуса школы; - Модернизация организационно-управленческих условий выполнения приоритетных направлений деятельности ДШИ, совершенствование механизмов ресурсного обеспечения развития ее материально- технической базы; - Проведение социологических исследований по выявлению удовлетворенности потребителей содержанием и качеством предоставляемых услуг, постояннодействующих мониторингов качества. - Укрепление сотрудничества и взаимодействия с профессиональным сообществом и творческими коллективами учреждений художественного образования сферы культуры различного уровня. Основные направления Программы В соответствии с поставленными задачами моделируется функциональнодеятельностное пространство Школы, состоящее из нескольких относительно 19 самостоятельных сфер, каждая из которых, имея собственные подцели и задачи, работает в рамках идеологии общего процесса достижения желаемого результата. Приоритетные направления организации культурно-просветительской деятельности Верхнесергинской ДШИ на период 2024-2029 гг.: - культурно-просветительская деятельность с детьми, - культурно-просветительская деятельность со взрослым населением, - культурно-просветительская деятельность педагогов. 1) на различных уровнях: внутришкольном, поселковом, районном; 2) для различных целевых аудиторий: воспитанников детских садов, обучающихся ДШИ, обучающихся общеобразовательных школ, родителей обучающихся, потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг ДШИ, педагогов поселка, педагогов школ искусств района и округа, пенсионеров и др. Содержательное наполнение программы осуществляется по следующим основным направлениям и отдельным проектным модулям: 1. Оптимизация системы творческой практики и культурно- воспитательной деятельности 2. Оптимизация социокультурной деятельности и культурно-воспитательной работы 3. Научно-методическое сопровождение культурно- образовательного процесса Общая характеристика программного содержания 1. Развитие Верхнесергинской детской школы искусств как полихудожественного учреждения дополнительного образования Нижнесергинского района и поселка Верхние Серги. На сегодняшний день являясь единственной детской школой искусств в поселке Верхние Серги, школа призвана максимально удовлетворять потребности различных групп населения в качественном дополнительном художественном образовании и организации культурно- просветительской деятельности, расширяя ассортимент услуг и привлекая население разного возраста к деятельности школы, учитывая современные вызовы времени и внедряя новые технологии художественного образования, которые востребованы у потребителя. 2. Развитие Верхнесергинской детской школы искусств как социокультурного центра поселка Верхние Серги. Являясь единственным учреждением культуры поселка, который достаточно отдален от культурных учреждений Свердловской области, ДШИ должна осуществлять организацию досуга жителей, их духовное и культурное развитие и вовлечение в процесс художественного творчества и самореализации. В перспективе необходимо создавать и реализовывать новые направления и формы социокультурных услуг для населения поселка и района: культурно-просветительские проекты, концерты, выставки, праздники и др. 3. Развитие кадрового потенциала. Значимость высокого профессионализма педагогических кадров является одним из главных конкурентных преимуществ детской школы искусств, поскольку в искусстве мастерство передается от мастера к ученику. Педагогический коллектив – это в основном опытные сотрудники, готовые реализовать свои педагогические и творческие идеи и выразить профессиональные амбиции. Большое внимание необходимо уделять созданию благоприятного психологического микроклимата, комфортной среды для творческого развития и профессиональной самореализации каждого преподавателя. 4. Позиционирование и продвижение имиджа школы в муниципальном пространстве. Для успешной реализации намеченных целей необходимо создать в сознании потребителя имидж доступного для разных групп потребителей образовательного учреждения, предоставляющего качественные образовательных услуги, соответствующие их интересам. 5. Развитие материально-технической базы. Крайне важно создать современные условия для реализации культурных проектов, включающие компьютерные, наглядные средства 20 передачи информации, технически оснащенные специализированные помещения и эстетически привлекательную, комфортную среду. Формы культурно-просветительской деятельности: - организация и проведение в рамках музыкально-просветительского лектория цикла концертов для воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений, взрослого населения города; - концерты для родителей обучающихся в рамках классных, отделенческих, общешкольных мероприятий; - праздничные тематические концерты для различных слоев населения; - организация общешкольных праздников; - участие солистов и творческих коллективов в поселковых культурных проектах; - посещение учащимися и преподавателями учреждений культуры и других организаций (концертов, музеев, картинной галереи и др.). Культурно-просветительская деятельность осуществляется в счет времени, отведенного на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся. Основные сферы деятельности Школы включают в себя множество разнообразных образовательно-культурных и социализирующих программ, инновационных модулей и экспериментальных проектов, обеспечивающих создание условий, в которых каждый учащийся может максимально утвердиться в своём выборе, осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои способности, постичь свои силы и увидеть возможности реализации и развития полученных в Школе знаний и художественно-практических навыков в дальнейшей жизнедеятельности, стать человеком, освоившим ценности и традиции отечественной культуры, способным быть субъектом мирового культурного пространства. Особый акцент в Программе делается на усилении личностно-развивающих воспитательных аспектов осуществляемой деятельности. По каждому направлению Программы формулируются задачные установки и даётся большой перечень мер и разнообразных мероприятий, предполагающих: - внедрение новых направлений, методов и технологий культурно-просветительской работы; - отбор содержания репертуарной политики, методов взаимодействия педагога с детьми и их родителями сквозь призму приоритетной направленности учебного процесса на личностное развитие обучающихся; - развитие воспитательных, личностно-развивающих аспектов творческипознавательной практико-ориентированной деятельности детей, их участия в культурнопознавательных мероприятиях, социокультурных проектах и акциях; - акцентуацию инициативно-самодеятельного характера внеучебной работы; - активное внедрение Школы в окружающую социальную среду, диверсификацию направлений и форм социокультурной деятельности, способствующих приобщению к культуре и художественному творчеству различных групп населения; - оптимизацию организационно-управленческих условий и механизмов реализации приоритетных направлений Программы на основе современных технологий менеджмента, маркетинга, мониторинга; - совершенствование научно-методического обеспечения педагогического процесса, создание условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста работников; -подготовку новых локальных актов, корректирующих нормативно-правовое поле осуществления культурно-просветительской деятельности Школы; -поддержку сетевого взаимодействия с творческими коллективами, методическими объединениями и педагогами детских школ искусств Нижнесергинского района и других регионов страны. Социальный смысл образования как процесса воспитания и обучения заключается в передаче социокультурного наследия, в введении ребёнка в культуру. Процесс и результат 21 образования в ДШИ должен быть нацелен на формирование личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, деятельностному внедрению в социокультурную среду, осуществлению ее позитивных преобразований. Программа ориентирует отделения школы на выполнение следующих требований, отражающих социализирующую составляющую качества образования: - приобщение обучающегося человека к культуре общества; - создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации обучающегося; - выявление талантливых детей в самых разных областях и развитие их способностей; - системное поддержание интереса детей к обучению искусствам; - укрепление мотивации обучающихся к культурно-эстетическому и духовному обогащению гармоничному развитию; - содействие детям в жизненном и профессиональном самоопределении; - поддержка становления современного культурного типа личности, характеристиками которого является активность, самостоятельность, ответственность. По мере реализации программно-плановых мероприятий каждого учебного года на основе мониторинга и оценки получаемых результатов, а также с учётом реальных социально-экономических условий на территории, будет проводиться ежегодная корректировка приоритетных задач Программы, определение основных точек приложения сил коллектива, ресурсного потенциала Школы для обеспечения ее устойчивого функционирования на следующий период. Предложения по «измерению» результатов социокультурной деятельности школы Показатели уровня культурно-эстетического развития, широты культурного кругозора, наличия художественных вкусов, креативности и др.: - предъявление творческих работ, сведений о достижениях детей на конкурсах, выставках, фестивалях, - % участвующих в конкурсах, выставках к общему числу обучающихся, - шкала баллов за занятые места на конкурсах, выставках, фестивалях; - отзывы специалистов, материалы в СМИ, - сведения об удовлетворённости самих детей и преподавателей, - характеристики выпускников, - мнения и оценки родителей, - экспресс-интервью и опросы выпускников разных лет. Формирование стремления и готовности к саморазвитию и самореализации в самостоятельной творческой практике, ориентации на профессиональное самоопределение в сфере культуры: - сведения о поступлении выпускников на учёбу в образовательные учреждения по профилям, соответствующим направлениям и специализациям обучения в Школе (общее количество поступивших и % числу выпускников); - трудоустройство учащихся старших и выпускных классов (сведения о работе учащихся в учреждениях культуры, дошкольного, общего и дополнительного образования и в профессиональных творческих коллективах (число и %), - отзывы работодателей. Предложения по индикаторам для мониторинга Изучение параметров, характеризующих условия воспитания: - укомплектованность Школы квалифицированными кадрами в области воспитания, 22 - программное обеспечение процесса воспитания, - профессиональная позиция педагога, как условие развития личности ученика, - материально-техническое оснащение, - предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания. Личность обучающегося как главный показатель эффективности процесса воспитания: личностный рост учащегося в становлении его субъектом культуры, приобретение социокультурного опыта и социокультурных компетенций. Идентификация учащихся со Школой. Мировоззренческая и психологическая зрелость выпускников. Ожидаемые результаты реализации Программы 1. Компетентная и активная творческая и культурно-просветительская деятельность школы искусств способны обеспечить повышение творческой активности учащихся и преподавателей школы, а также необходимый уровень профессиональной компетентности преподавателей школы для реализации целей и задач художественного образования, развития и воспитания обучающихся. 2. Выстроенная таким образом концепция Программы культурно-просветительской деятельности позволяет говорить о формировании новой модели выпускника, современного культурного типа личности российского интеллигента, обладающего широким культурным кругозором, современными знаниями, развитыми компетенциями, способного применять культурные способы и средства деятельности в ситуации осознанного выбора и ответственности. 2. Сотрудничество и поддержка творческих связей с родителями воспитанников, различными учреждениями образования, культуры, общественными организациями, развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития духовной личности подтверждает и закрепляет роль школы, как одного из центральных субъектов социокультурной инфраструктуры района и поселка, активно содействующего включению различных групп населения в культурно-созидающий процесс, направленный на преобразование духовно- культурного пространства социальной среды. 3. Развитие у обучающихся чувства патриотизма и гражданской солидарности, осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни решает вопрос нравственно-эстетического и духовного становления подрастающего поколения, выпускников школы. 4. Повышение качества подготовки выпускников и имиджевой привлекательности у потенциальных потребителей образовательных услуг разного возраста обеспечивают Верхнесергинской ДШИ условия для дальнейшего стабильного функционирования. Мы надеемся, что к 2022 г. мы достигнем поставленных целей и сохраним имидж современного культурно-просветительского центра Нижнесергинского района и поселка Верхние Серги, в котором каждый может реализовать свои интересы и потребности в области художественного образования! Риски Реализация Программы может «споткнуться» на таком барьере, как недостаточный уровень методологической и научной культуры у ряда преподавателей, неразвитость «вкуса» к инновационным поискам и педагогической рефлексии, что может стать причиной конфликтов, педагогических и организационных неудач. Риски выполнения основных направлений и мероприятий Программы кроются в нестабильности финансирования, которое будет определяться ресурсами бюджета. Рисками для «запуска» и осуществления ряда программных мероприятий и проектных линий являются устойчивость узковедомственных подходов в решении проблем 23 формирования единого педагогически организованного социокультурного пространства района как необходимого условия культурно- эстетического развития различных групп населения. Риском может стать инертность работников учреждений гуманитарно-социальной сферы, отдельных групп населения, в том числе и молодой творческой интеллигенции, слабая мотивация людей к самоорганизации для осуществления культурных преобразований в среде обитания, наращивания ее культурно-нравственного потенциала. Контроль за ходом исполнения Программы Текущий мониторинг процесса и результатов реализации программных мероприятий по ежеквартальным отчётам ответственных лиц. Своевременная корректировка ситуаций, оказывающих неблагоприятное воздействие на реализацию программы и решение конкретных задач. Рассмотрение годовых итогов деятельности на заседаниях Совета Школы, еженедельных совещаниях при директоре, родительского комитета. 3. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Цель: - создание благоприятной среды для культурно - эстетического развития и творческой самореализации учащихся ДШИ; - усиление познавательно - развивающего и социализирующего потенциала внеурочной культурно-творческой деятельности. Задачи: -обеспечение эмоционально-комфортного продуктивного участия в конкурсах юных исполнителей, фестивалях и смотрах детского творчества укрепление системы взаимодействия детей и подростков в творческих объединениях и коллективах; - оптимизация организационно-методических механизмов подготовки и проведения внеурочных мероприятий, поддержка различных форм и уровней общения и взаимодействия, обучающихся во внеучебное время; - расширение возможностей участия детей в организации комплекса внеучебных мероприятий, содействующих углублению культурно-исторических знаний и освоению навыков создания и реализации культурно-обучающих мероприятий; - содействие построению индивидуальной траектории развития личности, поддержка культурной самоидентификации воспитанников; - расширение направлений и программ организации каникулярного отдыха; - создание условий для расширения опыта участия детей в различных социально и личностно значимых делах и мероприятиях, в позитивном взаимодействии детей и сотрудников Школы с окружающей социокультурной средой. Основные мероприятия и проекты № п/п 1. 2. Мероприятия Срок Разработка и проведение Годового цикла школьных событий, происходящих в соответствии с календарными «красными датами» и народными традициями Поддержка и развитие интегративных форм творческо-познавательной культурновоспитательной деятельности, создание творческих коллективов, ансамблей в начале каждого учебного года педагогорганизатор, преподаватели Ежегодно педагогорганизатор, преподаватели 24 Ответственные 3. 4. 5. 6. Проект «Классическая музыка в детском в течение саду» учебного года по спец. плану Мастер-классы по изобразительной в течение деятельности и декоративно-прикладному учебного года творчеству «Веселее вместе!» для по спец. плану дошкольников «Танцуй, пока молодой!» комплексное в течение мероприятие для дошколят учебного года по спец. плану Праздники «День первоклассника». ежегодно 7. Инновационная площадка проведения Всероссийского изобразительного диктанта Ежегодно, ноябрьдекабрь 8. Ежегодно, 10. Организация и проведение отрытого межрайонного конкурса художественного творчества «Волшебная палитра» Организация и проведение Открытого межрайонного конкурса академического пения «Серебряные голоса» Совместный проект «Мы-славяне!» 11. Отчётный концерт 12. Проведение экскурсий, поездок в места, связанные с культурным наследием, проведение занятий в музеях Нижнесергинского района, организация посещений театров Координация и поддержка деятельности отделений и педагогов по подготовке и обеспечению участия отдельных исполнителей и художников, детских творческих коллективов школы в конкурсах исполнительства и фестивалях детского творчества Организация выездов учащихся отделения ИЗО на пленэры в культурно-исторические центры Свердловской области Дни открытых дверей в ДШИ Всероссийский фестиваль «Январские вечера» 9. 13. 14. 15. 16. 17. Проект «Рождество Христово» 18. Программа «Каникулы в формате культуры и творчества». 25 музыкальное отделение художественное отделение хореографическое отделение педагогорганизатор, преподаватели педагогорганизатор, художественное отделение художественное отделение ежегодно педагогорганизатор Ежегодно, май ежегодно педагогорганизатор педагогорганизатор, преподаватели педагогорганизатор по спец. планам ежегодно По планам отделений и педагогов, согласно «Календарю конкурсов и фестивалей» В соответствии с учебным планом ежегодно Ежегодно декабрьянварь ежегодно ежегодно педагогорганизатор художественное отделение преподаватели педагогорганизатор, преподаватели педагогорганизатор педагогорганизатор, преподаватели 19. Проект «Энергия самоорганизации» проведение акций, направленных на формирование у школьников и студентов навыков культуро-сообразного проведения свободного времени, возрождение народных традиций досугового общения, поддержку современной юношеской субкультуры использование возможностей искусства, художественного творчества в целях коррекционной педагогики, профилактики асоциального поведения (Хорошая музыка, Уличная картинная галерея, флешмоб «Танцуй, пока молодой», квест «Сейчас спою» и др. Ежеквартально педагогорганизатор, преподаватели 4. ПОДПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ». Цели: -создание благоприятной среды для культурно - эстетического развития и творческой самореализации учащихся ДШИ; -расширение культурного кругозора и навыков культоросообразного досуга различных социальных групп населения. Задачи: - расширение социокультурного опыта учащихся ДШИ как участников концертов, праздников, социально-творческих акций; - повышение эффективности использования художественно-эстетических средств в сфере культурно-досуговой работы с различными категориями населения по месту жительства; - развитие направлений и форм социокультурной деятельности, способствующих удовлетворению культурно-эстетических потребностей различных групп населения, расширению их культурного кругозора и возможностей творческой самореализации, налаживанию межкультурного взаимодействия различных возрастных и этнических групп (возрастных и этнических субкультур). Основные мероприятия и проекты Мероприятия Срок Ответственные № п/п 1. Проведение тематических концертных весь период педагогпрограмм преподавателей и по специальному организатор, обучающихся для различных плану преподаватели категорий населения поселка, района 2. Подготовка и проведение социально в течение педагогзначимых акции и проектов, каждого организатор, мероприятий, направленных на учебного года преподаватели укрепление семейных культурных традиций, День семьи, День народного единства, День пожилых людей, День матери, День отца и др. 3. Представления и концерты для По датам педагогветеранов и жителей района в государственного организатор, праздничные дни и народного преподаватели календаря 4. Литературно-музыкальная гостиная ежегодно педагогорганизатор 26 5. 6. 7. 8. 9. Отчётные концерты коллективов отделений с участием педагогов и родителей Открытый фестиваль современного творчества «Мы вместе!» Участие в концертах на сценах и площадках поселка и района в дни проведения больших мероприятий Проект «Филармония» ежегодно Пилотный проект «Открытая творческая площадка «Арт-ассорти»» Массовые общедоступные формы общения и художественно-творческой деятельности, освоения художественно- практических навыков: - организация циклов занятий для населения по различным областям искусства -проведение консультаций творческого и образовательного характера для любительских самодеятельных объединений ежегодно педагогорганизатор, преподаватели преподаватели По планам мероприятий поселка и района Два раза в год Педагогорганизатор, преподаватели директор ежеквартально педагогорганизатор, преподаватели 5. ПОДПРОГРАММА «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Цель: оптимизация системы научно-методического обеспечения качества образовательной деятельности, формирования нового педагогического мышления. Задачи: - обеспечение концептуально - методической поддержки традиционных и инновационных направлений художественно-эстетического образования детей, программ, методов и технологий учебно-воспитательной работы, апробации экспериментальных проектов; - разработка и реализация мер по развитию методологической и проектной культуры преподавателей, формированию нового педагогического мышления; - создание условий для профессионального роста педагогов; - повышение компетентности преподавателей и руководителей отделений в части разработки методических пособий и рекомендаций, подготовки дидактических материалов; - совершенствование процедур осуществления мониторинга организации внеурочной работы как формы педагогической технологии «волна отношений»; - обеспечение открытости ДШИ, совершенствование взаимодействия с субъектами социокультурной инфраструктуры района; - развитие научно-методических контактов с региональным методическим центром художественного образования, методическими службами школ искусств региона. 27 Основные мероприятия и проекты № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятия Срок Проведение тематических концертных программ преподавателей и обучающихся для различных категорий населения поселка, района Проектная линия «Профессиональная компетентность, развитие компетентного педагогического творчества» Проведение: - серии проблемно-методических семинаров и круглых столов; - методических конференций по презентации лучших практик - мастер-классов педагогов-новаторов Организация и проведение серии мастерклассов, открытых уроков, творческих мастерских по вопросам целенаправленного отбора тематического содержания изучаемых предметов с позиций освоения детьми духовных ценностей мира, использования разнообразных методических приёмов и форм создания для ребёнка ситуации успеха, формирования его мотивов к творческому саморазвитию. Стимулирование и поддержка лучшего опыта – Конкурс методических разработок весь период по спец. плану педагогорганизатор, преподаватели ежегодно, каждую четверть Руководитель методобъединения, методическая секция ежегодно Педагогорганизатор, преподаватели 2026-2028 Педагогорганизатор, преподаватели преподаватели Участие педагогов в научно-методических, научно-практических конференциях 2024-2029 Ответственные ЗАКЛЮЧЕНИЕ Единый, системно организованный педагогический процесс в Верхнесергинской ДШИ (обучение, воспитание и развитие учащихся) зиждется на ясном понимании трудовым коллективом Школы ее миссии, четко определенных ценностных основаниях и ориентирах, целей и задач функционирования, в соответствии с которыми осуществляется содержательное наполнение разнообразных направлений образовательно-культурного педагогического процесса, выстраивается богатое по духовно-эмоциональной насыщенности воспитательное пространство: особый уклад жизни ДШИ, неповторимая предметно-эстетическая среда, годовой цикл событий, вовлекающих детей и взрослых членов коллектива Школы в водоворот эмоциональных переживаний, ситуаций успеха, возможностей самопроявления в творчестве, испытания чувства удовлетворения как от собственных успехов, так и достижений своих товарищей. Через гармоничную взаимосвязь всех компонентов культурно-просветительского пространства ДШИ, создаётся особая культура раннего детства - питательная среда для личностного развития и формирования духовно-творческих потенций обучающихся. На этой базе возможно формирование идентичности воспитанника с воспитателем и представляемой им Школой. Идентичность ученика со Школой означает, что воспитанник осознанно принимает ценности и нормы жизнедеятельности коллектива, становится ее 28 полноправным и активным субъектом, приобретает опыт коллективного творческого взаимодействия, старается реализовать получаемые знания и навыки для саморазвития и творческой самореализации в осуществляемой ДШИ социокультурной деятельности. Социальное конструирование идентичности личности, именуемой «российский интеллигент» начинается с ощущения детьми и педагогами состояния «Я-музыкант», «Яхореограф», «Я-художник». А от прочности этого ощущения формируется и общая социокультурная идентичность, связанная с присвоением национальных ценностей гражданина и патриота своей страны, общечеловеческих ценностей субъекта мировой цивилизации. В полноценной социокультурной самоидентификации выпускников (Ячеловек Культуры) видится один из главных результатов деятельности ДШИ как целостного специфически развивающегося сообщества, девиз которого «Честно служить культуре». По мере реализации программно-плановых мероприятий 2017-2022 и последующих учебных годов, на основе мониторинга и оценки получаемых результатов, будет проводиться ежегодная корректировка приоритетных задач Программы, определение основных точек приложения сил коллектива, ресурсного потенциала Школы для обеспечения ее устойчивого функционирования на следующий период. Верхнесергинская ДШИ выстраивает модель своей программы культурнопросветительской деятельности, в конструкции которой есть непременный волевой компонент –решимость осуществить задуманное. 29