Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»
Дополнительная предпрофессиональная программа в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество» утверждена к реализации в 2017-2018 учебном году Протоколом
педагогического совета от 29.08.2017 №4
I. Пояснительная записка
1.1.
Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (далее –
программа «Декоративно-прикладное творчество») составлена на основе федеральных
государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования
к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
1.2. Программа «Декоративно-прикладное творчество» составлена с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративноприкладного искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и
основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
декоративно-прикладного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в
достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности,
умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за
своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Декоративно-прикладное
творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
3
1.6. Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год.
1.7. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Декоративноприкладное творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам
с учетом настоящих ФГТ.
1.8. При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество»
образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить
наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно
поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.
1.9. ФГТ являются основой для оценки качества образования.
1.10. Освоение обучающимися программы «Декоративно-прикладное творчество»,
разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
1.11. Требования к условиям реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы
«Декоративно-прикладное творчество» с целью достижения планируемых результатов
освоения данной ОП.
1.12. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную
среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих
вечеров и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного
искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
4
- эффективного управления ОУ.
1.13. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39
недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом
классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели. При реализации
программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в восьмом и девятом классах составляет 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения
5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по
пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый
классы составляет 33 недели. При реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и
шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по
шестой классы составляет 33 недели.
1.14. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом
классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет с первого по третий классы – 13 недель, с четвертого по седьмой классы – 12
недель. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. При
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет
летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый
классы – 12 недель. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
1.15. ОУ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну неделю в июне месяце
и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на
занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
1.16. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
1.17. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют
право на освоение программы «Декоративно-прикладное творчество» по индивидуальному
учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
1.18. Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
1.19. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по
каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности ОУ.
5
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
1.20. Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в
счет резерва учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при реализации ОП
со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного
времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв
учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период
летних каникул.
1.21. Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
1.22. Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во
время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем
учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными
хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы
«Декоративно-прикладное творчество». Основной учебной литературой по учебным
предметам предметной области «История искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
1.23. Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не
менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный
процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее
профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей
профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более
15 последних лет.
6
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33
недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов,
в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять
творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в
области декоративно-прикладного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы
«Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических
технологий.
1.24. Финансовые условия реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение
человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой,
составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия по данным учебным предметам.
1.25. Материально-технические условия реализации программы «Декоративноприкладное творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
выставочный зал,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку,
фильмотеку, просмотровый видеозал),
мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ОУ должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебных предметов «Компьютерная
графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными
компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об
искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащаются
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами)
7
и оформляются наглядными пособиями.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Декоративно-прикладное творчество»
Минимум содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
2.1. Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих
задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой
деятельности.
2.2. Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ
предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
8
в области художественного творчества:
- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий
декоративно-прикладного искусства;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественнотворческих работах;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов
изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного художественного
творчества;
- навыков восприятия современного искусства.
2.3. Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
2.3.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
- знание различных видов изобразительного искусства;
- знание основных жанров изобразительного искусства;
- знание основ цветоведения;
- знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
- знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричностидецентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умение работать с различными материалами;
- умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки передачи формы, характера предмета;
- наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
- наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к
действительности.
2.3.2. Прикладное творчество:
- знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного
искусства и художественных промыслов;
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования;
- умение изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объемной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
2.3.3. Лепка:
9
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
- знание особенностей работы с пластическими материалами;
- умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
- умение создавать работы с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
2.3.4. Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
2.3.5. Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки использования основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
2.3.6. Композиция прикладная:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
(ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в
композиционных работах;
- умение находить художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
- навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
10
2.3.7. Работа в материале:
- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при
выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
- навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыки работы в различных техниках и материалах.
2.3.8. Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах,
направленный
на
формирование
эстетических
взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа.
2.3.9. История народной культуры и изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- знание основных видов народного художественного творчества, его
особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
- знание основных центров народных художественных промыслов;
- умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты
художественного стиля, выявлять средства выразительности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
2.3.10. Пленэр:
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с
подробной проработкой деталей.
11
1188
495
Композиция
прикладная
ПО.01.УП.03.
Работа в материале
726
Живопись
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.04.
726
Рисунок3)
3135
396
330
330
330
1386
1600,5
3809
Обязательная часть
Художественное
творчество
1600,51732,5
3809-40731)
Структура и объем
ОП
4
3
2
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Трудоемкость в
часах
ПО.01.УП.01.
ПО.01.
1
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Самост.
работа
Трудоемкость в
часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка
7
792
165
396
396
1749
2208,5
2208,5-2340,5
6
Групповые
занятия
Мелкогрупповые
занятия
5
Индивидуальные
занятия
Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
3-й класс
2-й класс
4
1,3…
9
3
3
10
33
12
33
13
4
1
3
3
5
1
2
2
5
1
2
2
Недельная нагрузка в часах
11
33
6
1
2
2
14
33
12
Количество недель аудиторных занятий
1
2…-8
8
8
9
Распределение по годам обучения
1-й класс
33
2…-8
2, 4,6,
10
2, 4,6,
10
8
Зачеты,
контрольные уроки
Аудиторные
занятия
(в часах)
Экзамены
Нормативный срок обучения – 5 лет
4-й класс
III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
5-й класс
Вариативная часть5)
Рисунок
Живопись
Беседы об искусстве
История народной
культуры и
В.04.
изобразительного
искусства
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:6)
В.01.
В.02.
В.03.
В.00.
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:
2240,5
3973
1732,5
66
66
181,5
2108,5
82,5
82,5
16,5
1600,5
112
112
1996,5
1996,5
198
247,5
49,5
181,5
(4,8%)
82,5
82,5
16,5
3709
112
1600,5
3597
Пленэр
ПО.03.УП.01
198
396
112
214,5
16,5
462
66
История искусств
Беседы об искусстве
История народной
культуры и
ПО.02.УП.02.
изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Пленэрные занятия4)
ПО.03.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
29
25
2…
-8
4,6,8
2
6
6
21
13
0,5
х
21
12,5
1,5
24
13
0,5
х
22
12,5
1,5
23
14
0,5
1
1
х
21
11,5
1,5
24
14
0,5
1
1
х
22
11,5
1,5
25
14
0,5
0,5
0,5
23
13
12,5
1,5
Аттестация
1)
5
1
2
1
4
100
1
1
8
2
40
2
Годовой объем в неделях
2
10
8
4
4
100
20
20
1
1
2
8
2
1
1
2
8
2
1
1
2
8
2
1
2
-
2
8
2
Годовая нагрузка в часах
4
4
4
4
4
4
4
4
14
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных
предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени
вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным
предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной
части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные
ПА.05.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
ИА.05.02.01. Работа в материале
История народной
культуры и
ИА.05.02.02.
изобразительного
искусства
Резерв учебного времени7)
А.05.00.
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Рисунок
К.04.01.
К.04.02.
Живопись
Композиция
К.04.03
прикладная
Работа в материале
К.04.04.
Беседы об искусстве
К.04.05.
История народной
культуры и
К.04.06.
изобразительного
искусства
15
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек;
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего
и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок – по 2 часа в неделю; Живопись – по 2 часа в неделю; Композиция прикладная – по 2 часа в неделю; Работа в материале – 1-3 классы – по 2 часа,
4-5 классы – по 3 часа в неделю; Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю; История народной культуры и изобразительного искусства – по 1,5 часа в
неделю.
8)
7)
6)
5)
4)
3)
2)
традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату
труда для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера
полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и
нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков
(колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного
урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным
предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для
работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса).
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может:
воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.09.) или самостоятельно
определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом).
Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв
учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
Увеличение времени на предметы рисунок и живопись до 3 часов в неделю в 3-5 классах не влечет за собой увеличение времени на подготовку
домашних заданий, которое уже предусмотрено в основной части учебного плана, поэтому в данной графе часы не предусматриваются.
Классы
1
2
3
4
5
15 – 21
8 – 14
1–7
Октяб
рь
Ноябрь
Декабрь
Январ
ь
Февра
ль
Март
Апрел
ь
Май
=
=
=
=
=
Аудиторные
занятия
р
р
р
р
р
э
=
=
=
=
=
р
=
Промежуточная
аттестация
=
=
=
=
=
Резерв учебного
времени
=
=
=
=
=
э
э
э
э
III
Июнь
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
III
Итоговая
аттестация
=
=
=
=
III
1–7
Июль
Август
2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
1
1
1
1
4
=
1
1
1
1
1
5
2
2
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая аттестация
Каникулы
=
=
=
=
32
33
33
33
33
ИТОГО 144
=
=
=
=
16
18
17
17
17
4
73
Каникулы
1. График учебного процесса
Дополнительная предпрофессиональная программа в области
декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.10 – 2.11
3–9
10 – 16
17 – 23
24 – 30
1–7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.12 – 4.01
5 – 11
12 – 18
19 – 25
26.01 – 1.02
2 –8
9 – 15
16 – 22
23.02 – 1.03
2 –8
9 – 15
16 – 22
23 – 29
30.03 – 5.04
6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.04. – 3.05
4 – 10
11 – 17
18 – 24
25 – 31
Обозначения
29.09 – 5.10
Нормативный срок обучения – 5 лет
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.06 – 5.07
6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.07 – 2.08
3–9
10 – 16
17 – 23
24 – 31
Аудиторные занятия
Сентябрь
22 – 28
IV. График образовательного процесса
52
52
52
52
40
248
Всего
V. Программа «Декоративно-прикладное творчество» устанавливает планируемые
результаты освоения следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом:
(перечислить предметы учебного плана).
Рисунок
Живопись
Композиция прикладная
Работа в материале
Беседы об искусстве
История народной культуры и изобразительного искусства
Пленэр
17
VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Декоративно-прикладное творчество»
Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных
творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ,
устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях
в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ
самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Декоративно-прикладное
творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области
декоративно-прикладного искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются
оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на
основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Работа в материале;
2)
История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ
разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
18
знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;
знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их
изобразительно-выразительных возможностей;
навыки исполнения работы по композиции;
наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу
с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Художественное творчество
Рисунок
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого графического
материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
19
•
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Живопись
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей;
6 год обучения
- находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
- определять колорит;
- свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
- свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды;
- свободно владеть передачей материальности различных предметов.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
История искусств
1.
Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов
изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки
обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
20
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание
терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками
анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя,
ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде
выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение
творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема
проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно
раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
Основными задачами творческой и культурно-просветительской деятельности ОУ
являются:
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, в том числе воспитание
подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, путем приобщения к
ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам
народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и
развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
21
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)