Изостудия

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Верхнесергинская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия» утверждена к реализации в 2017-2018 учебном
году Протоколом педагогического совета от 29.08.2017 №4

I. Пояснительная записка
1.1. Настоящая
дополнительная общеразвивающая программа в области
изобразительного искусства «Изостудия» (далее – программа «Изостудия») составлена на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских
школах искусств.
1.2. Программа «Изостудия» составлена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском
возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
обеспечения преемственности программы «Изостудия» и дополнительных
предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства «Живопись», в
области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
в дальнейшем осваивать дополнительные предпрофессиональные программы в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
2

1.5. Срок освоения программы «Изостудия» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до 9 лет, составляет 2 года.
1.6. Требования к условиям реализации программы «Изостудия» представляют собой
систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы «Изостудия» с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ОП.
1.7. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития
детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
1.8. При реализации программы «Изостудия» продолжительность учебного года
составляет 35 недель.
1.9. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние
каникулы устанавливаются 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
1.10. Программа «Изостудия» обеспечивается учебно-методической документацией по
всем учебным предметам.
1.11. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по
каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
3

обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
1.12. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебнотворческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ,
устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях
в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ
самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются
оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ
самостоятельно.
Итоговая аттестация проводится в форме зачетов (просмотров):
1) Изобразительное искусство;
2) Декоративно-прикладное искусство.
По итогам зачетов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно». Временной интервал между зачетами должен быть не менее трех
календарных дней.
Требования к зачетам и критерии оценок итоговой аттестации определяются ОУ
самостоятельно.
1.13. Реализация программы «Изостудия» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по
полному перечню предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
1.14. Реализация программы «Изостудия» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей,
имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов
в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее
профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей
профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
4

образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более
15 последних лет.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Изостудия»
Минимум содержания программы «Изостудия» должен обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
2.1. Результатом освоения программы «Изостудия» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих
задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
2.2. Результаты освоения программы «Изостудия» по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
2.2.1. Изобразительное искусство:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
2.2.2. Декоративно-прикладное искусство:
знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
5

умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

коллажа,

6

2
4

2
4

Декоративно-прикладное
искусство

Всего:

Примечание к учебному плану

2
2

Изобразительное
искусство

Количество учебных часов в неделю
1
2

Наименование предмета

2

2

Итоговая аттестация

Нормативный срок обучения – 2 года

7

На основе Примерных учебных планов образовательных программ изобразительного искусства Министерства культуры Российской
Федерации (Москва, 2003 год) разработаны рабочие учебные планы.
Образовательные программы по направлению «изобразительное искусство» реализуются на художественном отделении.
Отделение школы искусств ставит своей целью дать детям общую художественную подготовку, развивать творческие способности,
содействовать общему духовному развитию детей, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние
профессиональные учебные заведения культуры и искусства.
Возраст поступающих 7-8 лет.
Срок обучения – 2 года. Наполняемость классов – 6-12 обучающихся.
В классах, где экзамены не предусмотрены учебным планом, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года организуется выставка
работ, в которой принимают участие все обучающиеся художественного отделения.

2

№
п/п
1

III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной общеразвивающей программе
в области искусств
«Изостудия»

1
2

Классы
1–7

Обозначения

Сентябрь

8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.09 – 5.10

Октябр
ь

6 – 12
13 – 19
20 – 26
=
=

3–9

Ноябрь

Аудиторные
занятия

27.10 – 2.11
10 – 16
17 – 23
24 – 30
Декабрь

1–7
8 – 14
15 – 21

э

р

=
=

Март

=
=

Апрель

Дополнительная общеразвивающая программа
в области искусств «Изостудия»

Май

III

=
=
=
=
=
=

Итоговая
аттестация

= =
= =

Июнь

Срок обучения – 2 года

Промежуточная
аттестация

=
=

Феврал
ь

1. График учебного процесса

Январь

5 – 11

2 –8

2 –8

6 – 12

4 – 10

1–7

=
=
=
=

Июль

6 – 12

=
=
=
=
=
=

=

70

ИТОГО

=
=

-

-

-

-

-

-

8

34

17
17

104

52
52

2. Сводные данные по бюджету
времени в неделях

Каникулы

35
35

=
=

=
=

Август

3–9

IV. График образовательного процесса

Резерв учебного
времени

22 – 28
29.12 – 4.01
12 – 18
19 – 25
26.01 – 1.02
9 – 15
16 – 22
23.02 – 1.03
9 – 15
16 – 22
23 – 29
30.03 – 5.04
13 – 19
20 – 26
27.04. – 3.05
11 – 17
18 – 24
25 – 31
8 – 14
15 – 21
22 – 28
29.06 – 5.07
13 – 19
20 – 26
27.07 – 2.08
10 – 16
17 – 23
24 – 31
Аудиторные занятия
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного времени
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего

V. Программа «Изостудия» устанавливает планируемые результаты освоения
следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом: (перечислить предметы
учебного плана).
Изобразительное искусство
Декоративно-прикладное искусство
VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Изостудия»
Оценка качества реализации программы «Изостудия» включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных
творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов.
Контрольные уроки и зачеты могут проходить в виде письменных работ, устных опросов,
просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ
самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются
оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме зачетов (просмотров):
1)
Изобразительное искусство;
2)
Декоративно-прикладное искусство.
По итогам зачетов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно». Временной интервал между зачетами должен быть не менее трех
календарных дней.
Требования к зачетам и критерии оценок итоговой аттестации определяются ОУ
самостоятельно.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу
с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Критерии оценок
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
9

правильную компоновку изображения в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического
материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
•
•
•

VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
Основными задачами творческой и культурно-просветительской деятельности ОУ
являются:
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, в том числе воспитание
подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, путем приобщения к
ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам
народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и
развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».