ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на 2024 – 2025 учебный год МАУДО Верхнесергинская ДШИ Контингент обучающихся: 133 человек (бюджет), 15 человек (внебюджет). Режим работы школы - рабочие дни: понедельник - суббота с 8.00 до 20.00; выходные дни: воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. Такой режим работы обусловлен занятостью учащихся в общеобразовательных школах. В школе работают 8 преподавателей, 5 концертмейстеров. Высшую категорию имеют 3, первую категорию – 3, соответствие занимаемой должности – 2. В школе существует система специально оборудованных кабинетов: хореографический класс, класс фортепиано, классы теории, зал и костюмерная. Основными целями деятельности ДШИ, в соответствии с Уставом школы, являются: осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, направленная на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования. В основе образовательной деятельности школы лежат Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, утвержденные Министерством культуры Российской Федерации и Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств системы Министерства культуры Российской Федерации. В 2024-2025 учебном году Школа реализует следующие дополнительные образовательные программы: 1. Дополнительные предпрофессиональные программы в области: 1) музыкального искусства «Фортепиано» (нормативный срок освоения 8 лет); 2) хореографическое искусство «Хореографическое творчество» (нормативный срок освоения 8 лет); 3) изобразительное искусство «Живопись» (нормативный срок освоения 5 лет); 4) декоративно-прикладное искусство «Декоративно-прикладное творчество» (нормативный срок освоения 5 лет). 2. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств: 1) «Изостудия» (нормативный срок освоения 2 года); 2) "Хореография" (нормативный срок обучения 7 лет); 3) «Инструментальное (вокальное) музицирование» (нормативный срок освоения 7 лет) 4) «Учись прекрасному» (нормативный срок освоения 2 года) (внебюджет); УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» Срок обучения – 8 лет Обязательная часть Музыкальное ПО.01. исполнительство Специальность и чтение с ПО.01.УП.01 листа3) 1777 1185 ПО.01.УП.02 Ансамбль ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс4) ПО.01.УП.04 Хоровой класс4) 330 198 122,5 73,5 477 131,5 Теория и история музыки 1135 477 1118,5 ПО.02.УП.01 Сольфеджио 641,5 263 378,5 ПО.02.УП.02 Слушание музыки Музыкальная литература ПО.02.УП.03 (зарубежная, отечественная) 147 49 98 346,5 165 181,5 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: 3841,5 2065 8-й класс 1588 7-й класс 2706,5 6-й класс 8 5-й класс 7 4-й класс 6 3-й класс 5 2-й класс Зачеты, контрольные уроки 4 20652246 2065 1-й класс Индивидуальн ые занятия 3 Распределение по годам обучения Экзамены Мелкогруппов ые занятия Структура и объем ОП ПО.02. Групповые занятия 2 Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) Трудоемкость в часах 1 Аудиторные занятия (в часах) 3999,54426,5 1) 3999,5 Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Максималь Самосто ная ятельная учебная работа нагрузка Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов 9 10 11 12 13 14 15 16 17 32 Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 33 33 1934,5-2180,5 33 Недельная нагрузка в часах 1934,5 1118,5 592 132 2,4,6, 8,10, 12,14 2 2 2 8,10,14 49 345,5 1,3,5,7,9,1 1, 13,15 2 2,5 2,5 2,5 1 1 1 1 1/0 13,14, 15 12,14, 16 2,4,6,8, 10,14,15 6 9,11, 13,15 12 2,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1,5 14 1,5 1776,5 5 5,5 5,5 7 7,5 7,5 8,5 8/7 1776,5 10 10,5 11,5 15 16,5 16,5 20 18/ 15,5 29 9 В.00. В.01. В.02. В.03./В.04. Вариативная часть5) Сольфеджио9) Хоровой класс9) Сольное пение4)/Музицирование4) Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:7) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. К.03.01. Консультации8) 379 131,5 115,5 132 132 1 445 131,5 198 2246 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 9,5 10,5 10/9 22 26 8 9 9,5 2022,5 11 11,5 11,5 15 16,5 18,5 9 Годовая нагрузка в часах 6 8 8 8 8 8 8 8 2 2 2 2 4 4 4 10 2 2 2 4 6 2 2 2 20 60 0,5 0,5 6 62 К.03.02. 0,5 0,5 5,5 158 - 0,5 1 2221,5 Специальность Сольфеджио Музыкальная литература К.03.03 (зарубежная, отечественная) Ансамбль/Концертмейстерски К.03.04. й класс К.03.05. Сводный хор А.04.00. Аттестация Промежуточная ПА.04.01. (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01. Специальность ИА.04.02.02. Сольфеджио Музыкальная литература ИА.04.02.03. (зарубежная, отечественная) Резерв учебного времени8) 6,8,10,12, 14,16 35 158 0,5 115,5 4378,5 4268,5 0,5 4 8 8 8 8 8 8 8 1 1 1 1 1 - Годовой объем в неделях 7 1 1 2 1 0,5 2 0,5 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1)В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающимся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу (например «Ритмика»). При формировании образовательным учреждением вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. 2)В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти. 3)По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты по чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения. 4)Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебным предметам «Концертмейстерский класс», «Ансамбль» и «Сольное пение» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства. 5)В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной образовательным учреждением той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 6)Музицирование предлагает транспонирование, подбор по слуху, занятия аккомпанементом, игру на другом музыкальном инструменте. 7)Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторная нагрузка – 14 часов в неделю. 8)Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед проме жуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 9)Увеличение времени на предметы сольфеджио и хоровой класс до 1,5 часов в неделю не влечет за собой увеличение времени на подготовку домашних заданий, которое уже предусмотрено в основной части учебного плана, поэтому в данной графе часы не предусматриваются. Примечание к учебному плану 1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия. 2.При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. 3.По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 4.Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю. 6. При восьмилетнем сроке обучения продолжительность уроков в 1 классе 30 минут. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Срок обучения – 8 лет Структура и объем ОП ПО.01. ПО.01.УП.01 ПО.01.УП.02 ПО.01.УП.03 ПО.01.УП.04 Обязательная часть Хореографическое исполнительство Танец Ритмика Гимнастика Классический танец ПО.01.УП.05 Народно-сценический танец Подготовка концертных ПО.01.УП.06 номеров ПО.02. Теория и история музыки Слушание музыки и ПО.02.УП.01. музыкальная грамота Музыкальная литература ПО.02.УП.02. (зарубежная, отечественная) История хореографического ПО.02.УП.03. искусства 9 10 3093-3819 1) 328-559 3093 328 2765 2401 65 2336 65 130 130 65 130 130 130 1023 1023 330 330 658 658 32 2,4 2,4 2,4 5,7,9,11, 13,15 7,9,11,13 2 2 1 2,4,6,8,10, 12,14 263 262 131 131 2,4,6 8 132 66 66 10 12 132 66 66 14 328 12 13 14 15 16 17 33 2 2 1 6,8,10, 12,14 15 263 2927 11 Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 33 33 Недельная нагрузка в часах 526 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: 2765-3260 8-й класс 8 7-й класс 7 6-й класс 1-й класс 6 5-й класс Экзамены 5 4-й класс Зачеты, контрольные уроки 4 3-й класс Индивидуальн ые занятия 3 2-й класс Мелкогруппов ые занятия 2 Групповые занятия 1 Трудоемкость в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Распределение по годам обучения Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) Аудиторные занятия (в часах) Максималь Самостоя ная учебная тельная нагрузка работа 6 5 5 5 5 5 2 2 2 2 2 3 3 3 3 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2599 8 8 9 10 11 11 11 11 2599 10 10 10 11 12 12 12 12 Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: В.00. В.01. Вариативная часть4) 8 330 330 6,8,10, 12,14 Бальный танец Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:7) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.03.00. Консультации8) К.03.01. Танец К.03.02. Ритмика К.03.03. Гимнастика К.03.04. Классический танец К.03.05. 28 3653 559 2599 8 8 9 10 11 11 11 11 3094 11 12 13 14 14 14 15 16 33 166 Народно-сценический танец - 166 4 4 4 48 8 Годовая нагрузка в часах 2 2 2 2 2 2 8 30 Подготовка концертных номеров Слушание музыки и К.03.07. музыкальная грамота Музыкальная литература К.03.08. (зарубежная, отечественная) История хореографического К.03.09. искусства А.04.00. Аттестация Промежуточная ПА.04.01. (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01. Классический танец 2 1 ИА.04.02.02. Народно-сценический танец 0,5 56 К.03.06. 8 2 8 8 8 8 8 6 6 6 6 6 8 8 8 8 2 2 4 4 1 - 8 8 8 2 2 2 4 8 Годовой объем в неделях 7 1 1 1 1 1 1 2 История хореографического искусства Резерв учебного времени8) ИА.04.02.03. 0,5 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1) В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающимся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитывались исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. 2) В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения -16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5...-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» и четные и нечетные полугодия с 9-го но 12-й) Форму проведенияпромежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По усмотрению ОУ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти. 3) Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени. 4) В данном учебном плане предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации ОУ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 5) Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки 14 часов. 6) Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. 7) Резерв учебною времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае,если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1.Занятия но учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками. 2.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия —от 11 человек, мелкогрупповые занятия —от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» -от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» -от 3-х человек); индивидуальные занятия. 3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: «Гимнастика» -по 1 часу в неделю;«Слушание музыки и музыкальная грамота» -по 1 часу в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» -по 1 часу в неделю; «История хореографического искусства» -по 1 часу в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» Срок обучения – 5 лет ПО.01. ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. Обязательная часть Художественное творчество Рисунок3) Живопись Композиция станковая История искусств Беседы об искусстве История изобразительного искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: ПО.03. Пленэрные занятия4) ПО.03.УП.01 Пленэр Аудиторная нагрузка по трем предметным областям: Максимальная нагрузка по трем предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: В.00. В.01. В.02. Вариативная часть4) Беседы об искусстве История изобразительного искусства 9 3502 2838 990 924 924 462 66 396 429 429 561 214,5 16,5 198 3300 112 112 1633,5 3412 1633,5 Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 7) Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.04.00. Консультации 8) 4006 1930,5 1868,5-2165,5 - 11 12 13 14 Недельная нагрузка в часах 1868,5 1419 561 495 363 247,5 49,5 198 1666,5 1666,5 112 112 2,4,6,10 1,3,5,7,9 1,3,5,7,9 8 2,4,6,8 2,4,6,8 2 4,6,8 3 3 2 1,5 9,5 17 4,6,8 3 3 2 3 3 2 4 3 2 4 3 3 1,5 9,5 18 1,5 9,5 20 1,5 10,5 22 1,5 11,5 23 х х х х 9,5 14 9,5 14 10,5 14 11,5 14 1778,5 9 82,5 16,5 66 1951 2075,5 9,5 14 22 90 10 Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 33 22 214,5 16,5 66 5-й класс 8 4-й класс 7 3-й класс 6 2-й класс 5 Распределение по годам обучения 1-й класс Экзамены 4 1633,51930,5 1633,5 1419 3502-4096 1) Структура и объем ОП Зачеты, контрольные уроки 3 Индивидуальн ые занятия 2 Мелкогруппов ые занятия Трудоемкость в часах 1 Групповые занятия Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) Аудиторные занятия (в часах) Максималь Самостоя ная учебная тельная нагрузка работа 90 9 Годовая нагрузка в часах Рисунок Живопись Композиция станковая Беседы об искусстве История изобразительного искусства А.05.00. Аттестация ПА.04.01. Промежуточная (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01. Композиция станковая ИА.04.02.02. История изобразительного искусства Резерв учебного времени8) 20 20 40 2 8 К.03.01. К.03.02. К.03.03. К.03.04. К.03.05. 4 4 8 2 4 4 8 4 4 8 4 4 8 4 4 8 2 2 2 2 1 1 1 Годовой объем в неделях 4 2 1 1 5 1 2 1 1 1 1 1 1)В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. 2)В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по предметам могут выставляться и по окончании четверти. 3)Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. 4)Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год. 5)В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 6)Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 7)Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек. 2.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: Рисунок- 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю; Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю; Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю; Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю; История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» Срок обучения – 5 лет Аудиторные занятия (в часах) Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Групповые занятия Мелкогруппов ые занятия Индивидуальн ые занятия Зачеты, контрольные уроки Экзамены 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс Распределение по годам обучения Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемкость в часах Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) Трудоемкость в часах Максималь Самостоя ная учебная тельная нагрузка работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Структура и объем ОП 3809-4073 1) 1600,51732,5 2208,5-2340,5 Количество недель аудиторных занятий 33 33 33 33 33 3809 1600,5 2208,5 Недельная нагрузка в часах 3135 1386 1749 726 726 495 1188 462 66 330 330 330 396 214,5 16,5 396 396 165 792 247,5 49,5 396 198 198 ПО.01. ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04. ПО.02. ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. Обязательная часть Художественное творчество Рисунок3) Живопись Композиция прикладная Работа в материале История искусств Беседы об искусстве История народной культуры и изобразительного искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: ПО.03. Пленэрные занятия4) ПО.03.УП.01 Пленэр Аудиторная нагрузка по трем предметным областям: Максимальная нагрузка по трем предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: В.00. В.01. Вариативная часть4) Беседы об искусстве 3597 112 112 1600,5 3597 1600,5 1996,5 1996,5 112 112 1996,5 1996,5 2,4,6,10 2,4,6,10 2,4,6,8, 1,3,5,7,9 82,5 16,5 2,4,6,8 2 3 3 1 4 3 3 1 4 2 2 1 5 2 2 1 5 2 2 1 6 1,5 1,5 1,5 1,5 12,5 22 11,5 21 11,5 22 12,5 23 х х х х 1,5 4,6,8 12,5 21 4,6,8,10 25 66 16,5 8 8 6 В.01. История народной культуры и изобразительного искусства 66 66 Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: 2079 12,5 12,5 11,5 11,5 12,5 2310 14 14 14 14 14 7) 3989,5 1798,5 Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.04.00. Консультации8) Рисунок Живопись Композиция прикладная Работа в материале Беседы об искусстве История народной культуры и К.03.06. изобразительного искусства А.05.00. Аттестация ПА.04.01. Промежуточная (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01. Композиция станковая ИА.04.02.02. История изобразительного искусства 8) Резерв учебного времени 25 100 - 6 100 Годовая нагрузка в часах 20 20 10 40 2 К.03.01. К.03.02. К.03.03. К.03.04. К.03.05. 4 4 2 8 2 8 4 4 2 8 4 4 2 8 4 4 2 8 4 4 2 8 2 2 2 2 1 1 1 Годовой объем в неделях 4 2 1 1 5 1 2 1 1 1 1 1 1)В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников. 2)В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти. 3)Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. 4)Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год. 5)В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 6)Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 7)Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 8)Увеличение времени на предметы рисунок и живопись до 3 часов в неделю в 3-5 классах не влечет за собой увеличение времени на подготовку домашних заданий, которое уже предусмотрено в основной части учебного плана, поэтому в данной графе часы не предусматриваются. Примечание к учебному плану 1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек. 2.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: Рисунок – по 2 часа в неделю; Живопись – по 2 часа в неделю; Композиция прикладная – по 2 часа в неделю; Работа в материале – 1-3 классы – по 2 часа, 4-5 классы – по 3 часа в неделю; Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю; История народной культуры и изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Инструментальное (вокальное) музицирование» Срок обучения – 7 лет 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс 6-й класс 7-й класс ПО.02.УП.02 Слушание музыки Музыкальная литература ПО.02.УП.03 (зарубежная, отечественная) 1-й класс ПО.02.УП.01 Сольфеджио Экзамены ПО.01.УП.04 Хоровой класс4) ПО.02. Теория и история музыки Зачеты, контрольные уроки Обязательная часть Музыкальное ПО.01. исполнительство Музыкальный инструмент ПО.01.УП.01 (сольное пение)3) Аккомпанемент и игра в ПО.01.УП.02 ансамбле4) ПО.01.УП.03 Музицирование Индивидуальн ые занятия Структура и объем ОП Мелкогруппов ые занятия 2 Групповые занятия 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 2445,529811) 2343,5 1034,51213 1411-1768 983,5 1360 1328 546 782 646 323 136 68 170 85 376 70 1015,5 437,5 585 245 340 154,5 52,5 102 276 140 136 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: Распределение по годам обучения Трудоемкость в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) Аудиторные занятия (в часах) Максималь Самостоя ная учебная тельная нагрузка работа 2343,5 983,5 Количество недель аудиторных занятий 34 34 34 34 34 34 33 Недельная нагрузка в часах 323 68 1,3,5,7,9,1 1, 13 2,4,6, 8,10, 12 1,5 1,5 1,5 1,5 8,10,14 85 306 1,5 12,14 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 578 2,4,6,8, 10 6 9,11, 13 12,14 14 1360 5 5,5 5,5 6 6 6 6 1360 5 5,5 5,5 6 6 6 6 21 9 В.00. В.03. В.04. Вариативная часть5) Сольфеджио Сольное пение4)/ музицирование Хоровой класс4) Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:7) Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: А.04.00. Аттестация Промежуточная ПА.04.01. (экзаменационная) ИА.04.02. Итоговая аттестация Музыкальный инструмент ИА.04.02.01. (сольное пение) ИА.04.02.02. Сольфеджио Музыкальная литература ИА.04.02.03. (зарубежная, отечественная) 391 119 272 229,5 59,5 170 161,5 59,5 102 2734,5 2734,5 1102,5 6,8,10,12, 14 6,8,10,12, 14 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1632 5 5,5 7,5 7,5 7,5 8 8 1632 5 5,5 7,5 7,5 7,5 8 8 1 1 1 1 1 31 9 Годовой объем в неделях 6 1 2 2 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1)В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающимся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 50% от объема времени аудиторных занятий вариативной части. При формировании образовательным учреждением вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. 2)В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 14 полугодий за 7 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 13» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 13-й; «9–12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти. 3)По предмету «Музыкальный инструмент (сольное пение)» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты по чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения. 4)Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» не менее 80% от аудиторного времени; по учебным предметам «Ансамбль» и «Сольное пение» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства. 5)В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной образовательным учреждением той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий. 6)Музицирование предлагает транспонирование, подбор по слуху, занятия аккомпанементом, игру на другом музыкальном инструменте. 7)Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 20 часов в неделю, аудиторная нагрузка – 10 часов в неделю. Примечание к учебному плану 1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия. 2.При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. 3.По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 4.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Музыкальный инструмент (сольное пение)» – 1-2 классы – по 1,5 часа в неделю; 3-5 классы – по 2 часа; 6-7 классы – по 1 часу; «Ансамбль» – 0,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной общеразвивающей программе "Хореография" Срок освоения программы 7 лет Структура и объем ОП 2013,5 186,5 1827 Обязательная часть 2013,5 186,5 1827 Хореографическое исполнительство 1658 68 1590 ПО.01 9 10 11 Танец 68 0 68 2 4 1 1 ПО.01.УП.02 ПО.01.УП.03 ПО.01.УП.04 Ритмика Гимнастика Классический танец 68 136 541 0 68 0 68 68 541 2 2 5,7..13 4 4 6,8…12 1 1 1 1 ПО.01.УП.05 ПО.01.УП.06 ПО.02 Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Теория и история искусств 270 575 355,5 0 0 118,5 270 575 237 8,10, 12 1,3…13 12 2 ПО.02.УП.01 Слушание музыки и музыкальная грамота 204 68 136 1,3,5,7 8 1 ПО.02УП.02 Музыкальная литература 102 34 68 9,11 12 ПО.02.УП.02 История хореографического искусства 49,5 16,5 33 2013,5 186,5 Аудиторная нагрузка по двум предметным областям Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов А.03.00 ПА.03.01 12 14 15 7 класс 6 класс 5 класс 4 класс 13 16 Количество недель аудиторных занятий 34 34 34 34 34 34 33 Недельная нагрузка в часах ПО.01.УП.01 Максимальная нагрузка по двум предметным областям: 3 класс 2 класс 8 4 Распределение по годам обучения 1 класс Зачеты, контрольные уроки 7 3 Экзамены Индивидуальные занятия 6 Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов 2 5 Промежуточная аттестация (по полугодиям) Мелкогрупповые занятия Групповые занятия Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов 1 Трудоемкость в часах Максимальная учебная Самостоятель Аудиторные занятия (в часах) нагрузка ная работа 4 3 3 3 3 2 2 2 2 2 3 2 3 2 3 1 1 1 1 1 14 1 1827 6 6 7 8 9 9 9 1827 14 14 14 14 14 14 14 1 1 1 1 1 1 26 12 Годовой объем в неделях Аттестация Промежуточная (экзаменационная) 6 ИА.03.02 ИА.4.02.01 Итоговая аттестация Классический танец 2 1 ИА.04.02.02 Народно-сценический танец 1 2 4 34 Самостоятельная работа ПО.01 ПО.01.УП.01 ПО.01.УП.02 ПО.01.УП.03 ПО.01.УП.04 ПО.01.УП.05 ПО.01.УП.07 ПО.02 ПО.02.УП.01 ПО.02УП.02 ПО.02.УП.02 Хореографическое исполнительство Танец Ритмика Гимнастика Классический танец Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Теория и история искусств Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература История хореографического искусства Нагрузка по двум предметным областям 186,5 5 6 7 8 9 Количество недель аудиторных занятий 34 34 34 34 34 Недельная нагрузка в часах 7 класс 6 класс 3 5 класс 2 4 класс 1 3 класс Трудоемкость в часах 2 класс Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов 1 класс Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов 10 33 68 0 0 68 0 0 0 118,5 68 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 34 16,5 0,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств Федерального агентства по культуре и кинематографии (Москва, 2005 год) базируются на многолетних традициях отечественного художественного образования, учитывают опыт работы школ искусств за последнее десятилетие и предлагают целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение. На их основе образовательное учреждение разработало рабочие учебные планы. Учебный план 7-летнего курсы обучения и состоят из двух частей – инвариантной и вариативной. Инвариант 7-летней образовательной программы – 5 лет. Целью образовательной программы хореография является развитие художественных способностей детей средствами хореографического искусства; представление о практике и теории в области хореографии; поддержание интереса к хореографическому искусству; развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных. Образовательная программа по направлению Хореография реализуется на хореографическом отделении. В 2024-2025 учебном году программа реализуется для 6-го класса Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек, мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х человек). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков по полугодиям, а так же время их проведения в течении полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореография» в объеме до 100% аудиторного времени. Объем максимальной нагрузки не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной общеразвивающей программе "Изостудия" 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3 класс 1 класс Экзамены Распределение по годам обучения 2 класс Промежуточная аттестация (по полугодиям) Зачеты, контрольн ые уроки Индивидуа льные занятия Мелкогруп повые занятия 2 Групповые занятия 1 Аудиторные занятия (в часах) Трудоемко сть в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемко сть в часах Максимальна я учебная Самостоятель нагрузка ная работа Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов 12 Количество недель аудиторных занятий 34 Структура и объем ОП 408 Обязательная часть 408 Художественное творчество 408 136 Изобразитольное искусство 204 68 Декоративно-прикладное творчество 204 68 34 Недельная нагрузка в часах Аудиторная нагрузка Максимальная аудиторная нагрузка 34 136 2, 4 2 2 2 136 2, 4 2 2 2 272 408 136 На основе Примерных учебных планов образовательных программ изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации (Москва, 2003 год) разработаны рабочие учебные планы. Образовательные программы по направлению «изобразительное искусство» реализуются на художественном отделении. Отделение школы искусств ставит своей целью дать детям общую художественную подготовку, развивать творческие способности, содействовать общему духовному развитию детей, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Возраст поступающих 6-8 лет. Срок обучения – 2 года. Наполняемость классов – 6-10 обучающихся. В классах, где экзамены не предусмотрены учебным планом, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года организуется выставка работ, в которой принимают участие все учащиеся художественного отделения. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной общеразвивающей программе "Учись прекрасному" 1 2 3 4 6 7 8 9 1 класс 10 2 класс Распределение по годам обучения Экзамены Индивидуаль ные занятия Мелкогруппо вые занятия Групповые занятия 5 Зачеты, контрольные уроки Промежуточная аттестация (по полугодиям) Аудиторные занятия (в часах) Трудоемкост ь в часах Трудоемкост ь в часах Индекс предметных областей, Наименование частей, разделов и предметных областей, разделов и учебных учебных предметов предметов Максимальна я учебная Самостоятель нагрузка ная работа 11 Количество недель аудиторных занятий 36 Структура и объем ОП 36 Недельная нагрузка в часах Обязательная часть Азбука музыки 72 72 2,4 1 1 Ритмика и танец 72 72 2,4 1 1 Рисование 72 72 2,4 1 1 Развитие речи 36 36 2 1 4 Слушание музыки 36 36 Аудиторная нагрузка 288 288 1 Дополнительная общеразвивающая программа «Учись прекрасному» ориентирована на возраст от 5 до 7 лет - срок освоения 2 года. Дополнительная общеразвивающая программа учитывает возрастные и психологические особенности каждой возрастной группы.Данная программа является комплексной, т.к. включает в себя ряд предметов художественно-эстетической направленности. Продолжительность учебного года при реализации общеразвивающей программы 40 недель, продолжительность учебных занятий 36 недель. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Каникулы (осенние, зимние, весенние) проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. При реализации общеразвивающей программы продолжительность учебных занятий равная одному академическому часу установлена Уставом школы и составляет в группах с возрастом 5-6 лет - 30 минут. Изучение предметов учебного плана осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Во втором классе предмет «Слушание музыки» вводится по мере необходимости.